Анна Акулова
Из опыта работы по теме «Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме "Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности".
Компьютерные технологии являются уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию, которые дают возможность педагогу экспериментировать, развивать коммуникативные навыки, тем самым позволяет успешно адаптироваться к изменившийся ситуации дошкольного обучения.
Публикация «Из опыта работы по теме „Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
На сегодняшний день педагоги ДОУ активно внедряют всё новые образовательные технологии в свою педагогическую деятельность. Одним из основных методов являются информационно — коммуникационные технологии, которые способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Организация образовательной деятельности с применением ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:
сделать материал ещё более понятным для восприятия, так как задействуются и зрительные анализаторы (метод наглядности);
расширить возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учётом требований ФГОС ДО;
создать условия для активизации творческого потенциала дошкольников.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса, перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать свою работу яркой, насыщенной и запоминающейся.
Музыкальный руководитель стремится подбирать такой материал, который содержит в себе, так называемые «сюрпризные моменты», вызывающие интерес у детей к учебному процессу.
Например, проводя осенние утренники, посвященные сбору урожая, отгадывая загадки про овощи и фрукты, при правильном ответе дети видят отгадку на экране.
Абсолютно все музыкальные занятия условно можно разделить по признаку доминирующего вида деятельности :
слушание (восприятие);
пение;
музыкально-ритмическая деятельность;
игра на детских музыкальных инструментах;
театрализованная деятельность.
На занятиях с доминирующим видом деятельности «Восприятие» используются различные мультимедийные презентации. Мультимедиа презентации обогащают процесс ассоциативного познания, создают благоприятную атмосферу для прослушивания музыкального произведения и помогают надолго его запомнить. Также необходимы яркие портреты и фотографии, картинки с изображением главных героев при знакомстве с творчеством композиторов. Например, изучая цикл произведений П. И. Чайковского «Времена года», педагог дополняет слушание музыки показом видеофильмов явлений природы на экране.
В НОД с доминирующим видом деятельности «Пение» также предполагается использование информационно-коммуникационных технологий. Так, например, для чёткой дикции, выразительного пения является важным понимание смысла слов, музыкального образа песни. Именно поэтому нередко создаётся картотека электронных иллюстраций к песням, требующим пояснения к тексту. Например, Г. Струве старшим дошкольникам не известно слово «груздочки». Для этого музыкальный руководитель сопровождает свое объяснение непонятных детям слов фотоматериалом на экране.
На занятиях с доминирующей музыкально-ритмической деятельностью применение ИКТ очень важно. В процессе выполнения музыкально-ритмических упражнений, элементов танца это помогает дошкольникам точно следовать указаниям руководителя, более чётко исполнять движения. Как раз для достижения таких результатов и служит просмотр специально созданных видеороликов. Например, при разучивании шага вальса или польки, детям предлагается просмотреть правильное выполнение конкретных движений на видео.
Театрализованные игры с использование ИКТ способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти. Применение мультимедийного оборудования в процессе разучивания сказки-спектакля позволяет детям более эмоционально передать характер своего персонажа. В этом музыкальному руководителю могут помочь специально подобранные анимационные эффекты, выведенные на экран.
ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:
- Источник обучающей информации;
- Наглядное пособие;
- Средство обобщения пройденного материала и проверки усвоенного;
- Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;
- Средство подготовки выступлений, развлечений, праздников.
Благодаря использованию ИКТ в детском саду более эффективно развиваются все виды восприятия у детей : зрительные, слуховые, чувственные. На занятиях взаимодействуют все виды памяти : зрительная, слуховая, образная, ассоциативная. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.
Из опыта работы : с помощью ИКТ, старшие дошкольники с огромным удовольствием знакомятся с творчеством П. И. Чайковского, знакомимся с музыкальным произведением «Подснежник», вспоминаем какое время года, беседуем, как и где растет подснежник, какой это цветок? На экране портрет композитора, после непродолжительной беседы переходим к музыкальному произведению.
После просмотра, обязательно обсуждаем увиденное и характер услышанного, затем предлагаю двигательную импровизацию «Изобрази подснежник», дети представляют себя нежным, хрупким цветком, импровизация помогает детям раскрепоститься, без стеснения передавать образы.
Благодаря таким занятиям дети перестали отвечать односложно, с удовольствием вступают в дискуссию, используют приемы диалогической речи, гораздо интереснее идет процесс обучения и проверки усвоения знаний у детей дошкольного возраста.
Таким образом, применение ИКТ в педагогической деятельности музыкального руководителя раскрывает перед ним большие возможности: при создании красочных познавательных презентаций, которые помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством; видеофильмов, способствующих не только на слух, но и наглядно освоить музыкальный материал, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Например, в совместном досуге детей и родителей, посвященном Дню матери, присутствующим предлагается посмотреть фотофильм «Моя мама лучше всех».
Компьютер помогает подготовить музыкальное сопровождение к занятиям, утренникам и развлечениям.
На развлечении ко Дню России была представлена презентация про наш город Куртамыш. Детям интересно было увидеть знакомые места.
Развлечение «Рождественские колядки» знакомство с праздником Рождество, с понятием, что такое святки.
На открытом занятии «Веселое путешествие» дети путешествовали по лесу, получили видео ролик от бабы яги и выполняли задания, которые были приготовлены на блюдцах.
На родительском собрании применяла ИКТ презентацию по теме «Эмоциональное благополучие ребенка».
На празднике День Победы «Нам нужен мир» сопровождается показом военной хроники, что способствует созданию более проникновенной атмосферы.
На открытом фольклорном занятие «Очень нежные цветы необычной красоты», дети знакомились об истории создание платка и видах.
Так же применяю ИКТ презентация в районных мероприятиях, хоровой фестиваль, посвященный году кино и театру, была приготовлена презентация «Виды театра в детском саду».
Таким образом, педагог должен не только владеть элементарными знаниями и навыками при работе с компьютером и мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные идеи, широко использовать их в своей практической деятельности. При этом всегда учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, как того требует современная система дошкольного образования предъявляет всё новые требования к музыкальному руководителю и его профессиональной компетентности.