Светлана Рудь
Мастер-класс для педагогов «Танец и математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Танец и математика»
Здравствуйте, я Рудь Светлана Александровна, музыкальный руководитель детского сада «Светлячок» с. Рыбушка.
Представить математику и танец, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку танца, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. Математика и музыка казалось бы, находятся на разных полюсах человеческой культуры.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Танец и математика“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
В истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.
Наука математика и танец – две формы деятельности человека, которые имеют прочную связь, используемую на практике.
В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно ".
Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. Давайте посмотрим, как мы с вами развиваем математические способности при разучивании, а в дальнейшем и при исполнении танцев.
Прослушивая музыку к танцу, определяем темп, характер, динамику – форте, пиано – значения больше, меньше.
Начиная разучивать танец мы определяемся с музыкальным размером любого танца, например у польки это 2 четверти, у вальса 3. То есть, мы сразу используем счет.
Далее определяемся с фигурами танца – малый, большой круг, «колесо», параллели, «восьмерки», построение в большой или малый квадраты, все это-знание формы.
В процессе исполнения танца используем притопы, хлопки, поскоки, различные шаги – все это мы выполняем под счет.
Вверх, вниз, в стороны, вправо, влево – все эти термины и понятия мы употребляем при выполнении движений рук, ног, головы а часто и всего корпуса.
Так же определяемся с расстоянием – например выполнение того или иного движения должно происходить на расстоянии вытянутой руки и т. д.
И конечно же для исполнения любого танца необходима хорошая ориентация в пространстве.
И сегодня я хотела бы представить вам фрагмент музыкального занятия, а именно разучивание танца.
Все мы с вами знаем, что проблема запоминания последовательности танцевальных движений, четкость их выполнения, ориентация детей в пространстве, амплитуда движений при обучении детей танцу являются актуальными в любой возрастной категории.
Проанализировав все эти проблемы, стало понятно, что все они напрямую связаны с математикой.
В ходе работы, я столкнулась с этими проблемами в полной мере. По результатам диагностики в начале учебного года было выявлено, что в старшей группе все эти проблемы в той или иной степени имеются у большинства детей. Начались поиски решения данных проблем. Изучив программу Ольги Киенко «Танцуем – играя» я стала использовать элементы данной методики в своей работе.
Были поставлены Цели:
Выявление, раскрытие и развитие творческих танцевальных способностей воспитанников в процессе приобщения детей к танцевальному искусству;
повышение заинтересованности детей танцевальным творчеством;
создание чувства принадлежности к групповому творчеству;
формирование позитивного отношения к своим танцевальным данным;
Основные задачи:
-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
-Воспитывать интерес и любовь танцевальному искусству.
А теперь давайте приступим непосредственно к занятию.
Ход:
Я: Уважаемые педагоги, давайте представим, что сегодня все вы вернулись в прошлое и превратились в детей.
Разучивание танца «Дочки и сыночки».
Я: Молодцы! Какой танец мы сегодня с вами выучили? Какой сказочный герой нам помогал?
Ответы детей.
Вот так, уважаемые коллеги, непринужденно, в игровом разучивании танца ребенок не только учится танцевать, но и развивает и тренирует свои математические способности.
Как вы заметили, уважаемые коллеги, данная методика является универсальной – ее можно использовать во всех возрастных группах.
Предполагаемые результаты использования данной методики:
Ребенок может передать характер и настроение музыки танцевальными движениями.
Пластично и выразительно выполняет танцевальные движения.
Свободно ориентируется в пространстве.
Любит танцевать и умеет импровизировать.
Промежуточные:
Слышит и различает музыку для разных видов танца – полька, вальс, сюжетно-тематический танец;
Не испытывает трудностей при самостоятельном подборе элементарных танцевальных движений;
Повысился интерес к танцу;
Не испытывает трудностей при исполнении танцевальных движений.
Итоговым результатом станет :
Желание заниматься танцевальным творчеством.
Я планирую продолжить работу по танцевальному развитию с использованием элементов данной методики.
Занятия танцами помогают детям развить воображение и с помощью движения выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одно и то же движение, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку.
Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов.
Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.
Великий математик Лейбниц говорил : «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».