ЭЛЬГАРОВА ЮЛИЯ
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель :Эльгарова Ю. Х.
На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для формирования личности. Дело в том, что, чем лучше развита моторика рук, тем лучше развивается речь ребёнка. Педагоги и психологи утверждают при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, в дальнейшем это -замедление процессов внимания, памяти, восприятия, что отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка с раннего возраста.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Замечу, что во времена отсутствия образовательных учреждений: детских садов, школ и т. д. взрослые через труд развивали у детей речь : раскатывали тесто, лепили пельмени, стирали, перебирали зерно, вышивали и т. д. Для маленьких детей придумывали складные стишки и прибаутки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и другие, которые, обязательно, сопровождались касанием рук малыша.
Так вот тогда, речь была более развита у детей, чем сейчас…В 21 веке у детей много логопедических нарушений речи, но они в этом не виноваты. Условия жизни изменились в лучшую сторону, за счёт автоматизации, у людей появилось больше свободного времени, но эти удобства вынуждают специально заниматься развитием рук у детей.
Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика. Мы знаем, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения: давать ребё нку игрушки разных размеров и разных свойств: развивающие коврики, погремушки, музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками и т. п.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте : учатся играть с мелкими игрушками; манипулируют с предметами ( от 2 до 3 - 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать); пытаются застегивать пуговицы; шнуровать ботиночки и т. д.
В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий. Я хочу предложить некоторые виды упражнений, которые провожу я с детьми этого возраста.
«Шнуровка»
Материал: шнурки длинные разных цветов, готовые основы для шнуровки (часть я сделала самостоятельно, часть приобрела в магазине).
Задания: по желанию. Ребёнок самостоятельно продевает шнурок в отверстие и получает конечный результат, узор. Обязательно, в конце упражнения ребёнок должен распутать свой узор.
По образцу: сначала показать образец, затем объяснить ребёнку, что нужно делать более внимательно, т. к. возникает трудность в высчитывании дырочек.
«Прищепки»
Материал: Прищепки разных размеров и цветов, картинки разных предметов без дорисованных определённых деталей, например: кактус без колючек, солнце без лучей, краб без клешней и т. д.
Задания: прикрепить недостающие части при помощи прищепок. Цвет прищепок можно соотносить с цветом картинки, плюс этих упражнений в том, что ребёнок ещё закрепляет знания цветов.
«Волшебный мешочек»
Материалы: тканевый мешочек, разные крышки, небольшого размера игрушки, можно из «киндер сюрприза».
Задания: берём одну игрушку из «киндер сюрприза» показываем ребёнку, что он должен найти её в мешочке (можно заранее дать ребёнку потрогать её, затем кладём в мешочек с крышками. Поиск рукой среди крышек представляет собой массаж активных точек на ручке.
В заключении хочу сказать, что чем больше ребёнок будет делать что-либо руками, тем более сообразительным он вырастит. Любая игрушка сама по себе мало заинтересует ребёнка, только совместная деятельность взрослого с ребёнком принесёт плоды.