Приложение МААМ

Выступление на методическом объединении воспитателей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»

Наталья Самсонова
Выступление на методическом объединении воспитателей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Готовность ребёнка к школе необходима, поскольку избежать приспособление к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. Большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счёт. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребёнка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у детей мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Публикация «Выступление на методическом объединении воспитателей „Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей“» размещена в разделах

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики, так как проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Мелкая моторика тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Совсем недавно в Японии, в стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьёз учёные выяснили – всё дело в том, что пользуясь клавиатурой, а не обычной ручкой при письме, её воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определённых мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возращены назад.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по специализированной машине.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики веду работу в этом направлении в тесном контакте с родителями, специалистами детского сада, начав эту работу задолго до поступления детей в школу, а именно со 2 младшей группы. Работа по развитию мелкой моторики включает в себя :

• Массаж рук, лица;

• Пальчиковые игры;

• Различные виды театра;

• Дидактические игры;

• Игры с природным материалом;

• Художественное творчество;

• Оригами.

• Выкладывание фигур из счетных палочек.

Начиная с младших групп я знакомлю детей с пальчиками, как каждый пальчик называется, пальчики ходят друг к другу в гости, здороваются. Далее я учу детей свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук при помощи различных упражнений. При этом слежу, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.

Затем обучаю детей приёмам самомассажа рук, лица, шеи. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает кровообращение пальцев рук, активизирует речевые центры головного мозга.

Например: - Утка крякает, зовет всех утят с собою,

(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)

- А за ними кот идет, словно к водопою.

(Указательными пальцами растирать крылья носа)

- У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!

(Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам)

- Не смотри ты на утят – не умеешь плавать!

(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать

«вилочку» и массировать точки около уха)

В данных упражнениях использую традиционные для массажа движения: разминание, распределение, поглаживание, потягивание за кончики пальцев. Также в процессе самомассажа использую: мячики-ёжики, прищепки, грецкие орехи, карандаши.

Пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры использую как часть НОД; физкультминутки, в свободной деятельности детей; в гимнастике после дневного сна, в процессе игровой деятельности.

Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма, внимание, память и помогают работать над дикцией детей, способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать)

Например: Детишки ходят в сад,

(Указательный и средний пальцы «идут»)

Им воспитатель рад.

(Разводим руки в стороны)

Им повар варит суп,

Чтоб были сыты тут.

(Вращательные движения правой руки, кисть наклонена –

«помешиваем суп»)

А если скажешь: «Пчи!» -

Придут лечить врачи.

( Показываем стетоскоп: указательный и средний пальцы

«идут» от ушей, и руки соединяются на груди)

Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре. Я использую различные виды театра пальчиковый, кукольный, теневой, на фланелеграфе. В процессе таких театров дети получают заряд положительных эмоций, учатся двигать пальчиками в такт музыке, поворачивать их в разном направлении.

Формированию навыков мелкой моторики способствует проводимая мной НОД по художественному творчеству. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесённого заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина.

Оригами или конструирование из бумаги хорошо тем, что даёт возможность ребёнку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто выполняют движения обе руки. Оригами с детьми начинаю заниматься со средней группы. К подготовительной группе дети свободно складывают листы бумаги, с большим интересом и с удовольствием, самостоятельно делают поделки из бумаги.

Особое внимание уделяю упражнениям развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точности без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины, графические диктанты и др.) Различные задания на развитие графических навыков способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, помогают выработке для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха, развивают зрительное восприятие и внимание.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук даёт положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

Литература.

1. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб. : ИД «МиМ», 1998 г.

2. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи/ авт. -сост. Н. Л. Стефанова. - Волгоград: Учитель, 2013 г.

3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб. : ИД «Литера», 2009 г.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Мастер-класс для слушателей ГМО воспитателей коррекционных группМастер-класс для слушателей ГМО воспитателей коррекционных групп b]Новые возможности подготовки руки к письму. Модульная гимнастика. [/b] В современном образовании одной из актуальных проблем является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на методическом объединении воспитателей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»
Опубликовано: 20 октября 2013 в 21:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на методическом объединении воспитателей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Самсонова (УИ 115165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД