Оксана Орлова
Мастер-класс для слушателей ГМО воспитателей коррекционных групп
▼ Скачать + Заказать документы
b]Новые возможности подготовки руки
к письму. Модульная гимнастика. [/b]
Публикация «Мастер-класс для слушателей ГМО воспитателей коррекционных групп» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия», не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
а) Словарь терминов.
МОДУЛЬ– (от лат. modulus– «маленькая мера») – составная часть, отделяемая или хотя бы мысленно выделяемая из общего.
МОДУЛЬНОЙ обычно называют вещь, состоящую из четко выраженных частей, которые можно убирать или добавлять, не разрушая вещь в целом.
Модульная гимнастика– комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие и укрепление зоны руки, «проблемной» для предстоящего с началом школьного обучения овладения навыком письма, с использованием «модуля», функцию которого выполняет пластмассовая бельевая прищепка.
Последовательность работы:
1. Обучение правильному нажиму и удержанию модуля в раскрытом положении (тренировочные упражнения).
2. Упражнения на ритмичные нажимания одной (ведущей) и двумя руками параллельно, последовательно.
3. Упражнения на соединение модулей друг с другом (без опоры, в одной плоскости). Создание различного вида «цепочек» из прищепок. Образцы заданий: «Цепочка», «Дорожка», «Змейка», «Тропинка».
4. Упражнения на опоре на основе картонных контуров (минимальная толщина опоры). Обучение нажиму для прикрепления и снятия прищепки с опоры. Образцы заданий: «Ежик», «Расческа», «Жук», «Солнышко», «Медуза», «Мышка», «Кактус», «Перчатка», «Ветка», «Клоун» .
5. Упражнения на «опоре» (фрагменты реек различной толщины, линейки, треугольники). Образцы заданий: «Забор» /прямой, наклонный, зубчатый/, «Клавиши», «Флажок», «Сороконожка», «Крепость», «Клумба», «Елка», «Дерево», «Цветник», «Узор» .
6. Выполнение упражнений без опоры (конструирование по образцу в одной и разных плоскостях, творческое моделирование). Образцы заданий: «Гармошка», «Лесенка», «Елка», «Самолет», «Ракета», «Дерево» и т. д.
7. Задания на свободное конструирование по собственному замыслу.
Все пособия я сделала сама, когда готовилась к мастер-класс. Сейчас я пособия использую на индивидуальных логопедических занятиях по развитию мелкой моторике. Очень удобные. Материал: плотный картон и ДВП, обклеивала самоклейкой. Надеюсь на долго хватит.