Получи документы

Выступление на методическом объединении «Приёмы работы с неговорящими детьми»

Марина Коренкова
Выступление на методическом объединении «Приёмы работы с неговорящими детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовлено и проведено совместно с учителем-логопедом Курлыковой С. Н.

Цель: Познакомить с основными приёмами работы с безречевыми детьми.

Задачи:

- Познакомить с этиологией нарушений неговорящих детей, с уровнями понимания речи;

- Рассмотреть и опробировать на практике приёмы, игры, подходы работы с безречевыми детьми.

Ход.

1. Введение в тему.

С помощью мимики, поделитесь на круг своими чувствами, с каким настроением вы к нам пришли?

Публикация «Выступление на методическом объединении „Приёмы работы с неговорящими детьми“» размещена в разделах

- Упражнение «Бездомный пёс»

Участники стоят в кругу. Ведущий в центре. Участники договариваются между собой взглядом и меняются местами. Ведущий старается занять освободившееся место.

- Какие чувства вы сейчас испытываете? Легко ли было контактировать с помощью глаз и мимики? (Лена)

2. Сообщение темы методобъединения.

Эти игры мы взяли неслучайно. Мы хотели, чтобы каждый из вас побывал в роли неговорящего человека и почувствовал на себе, легко ли общаться, не владея речью.

Тема нашего методобъединения :

«Приёмы работы с неговорящими детьми»

Мы с вами рассмотрим:

- группы неговорящих детей;

-уровни понимания речи неговорящих детей;

- основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми;

- опробируем на практике приёмы, игры, подходы работы с безречевыми детьми.

3. Основные группы неговорящих детей.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят:

- дети с моторной и сенсорной алалией;

-различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными;

-ранним детским аутизмом;

-интеллектуальной недостаточностью;

-детским церебральным параличом;

-нарушением слуха;

Что же является общим для этих детей?

-Отсутствие мотивации к общению;

-неумение ориентироваться в ситуации;

-разлаженность поведения;

негибкость в контактах;

-повышенная эмоциональная истощаемость;

-все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

При наличии общности проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.

Дифференциальная диагностика безречевых детей

Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности, что обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов.

Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика

-сенсорной алалии и интеллектуальной недостаточности;

-моторной алалии, разнообразных задержек речевого развития и интел-лектуальной недостаточности;

-анартрии и интеллектуальной недостаточности при ДЦП;

-сенсорной алалии, интеллектуальной недостаточности и аутизма.

Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда у ребенка отмечается сочетанное расстройство

Дифференциальную диагностику безречевых детей затрудняет наличие неврологической симптоматики:

— минимальной мозговой дисфункции,

-синдромов гипо- и гипервозбудимости,

-гипертензионно-гидроцефального и церебрастенического синдромов.

При всем разнообразии неврологической симптоматики для безречевых детей характерно:

- снижение психической активности, внимания, памяти,

-отмечается недостаточность целенаправленной деятельности.

- Кроме того, симптомы поражения нервной системы могут иметь регредиентный характер.

- отмечаются периодические кризы,

-прогноз, от которого зависит социальная адаптация ребенка.

Важно понимать, что к категории безречевых детей относятся дети с разными психоречевыми нарушениями. Но, чтобы ребёнок заговорил и у него появился интерес к говорению, речь нужно понимать.

Следовательно, уровни понимания речи у неговорящих детей тоже разные.

Таких уровней три:

- нулевой;

-ситуативный;

-номинативный.

-

Были ли в вашей практике безречевые дети?

Можете привести примеры, какие цели и задачи вы ставили в своей коррекционной работе?

Исходя из дифференциальной диагностики, где уточняются диагноз и уровень понимания речи, работа психолога и логопеда следующая:

Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми :

1. Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.

2. Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.

3. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

Коррекционно-развивающая работа с неговорящими детьми включает следующие направления.

Развитие психических функций

Занятия с неговорящим ребё нком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления.

Важно учитывать дифференцированный подход во время занятий, который предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

Развитие двигательных функций

Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша.

-Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными

-В развитии ручной моторики используют:

-действия с предметами; соотносящие действия;

- расстегивание и застёгивание;

-обучение сжиманию и разжиманию кулаков, сильному сжиманию одной рукой другую;

-поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки;

- поочерёдному соединению большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца;

-ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»;

-развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами - указательным и большим);

--развитие и совершенствование хватательных движений;

-обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой.

В процессе выполнения упражнений у детей совершенствуются:

- двигательные функции;

-делать решётку из пальцев;

-нормализуется состояние тонуса мелких мышц;

- развивается точность движений рук (согласованность движений обеих рук, зрительно-моторная координация;

-развивается праксис позы при подражании движениям взрослого.

- Ребёнок учится конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

Сенсорное развитие

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 года до 3-х лет).

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину;

при выполнении практических действий, учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине;

при выборе из четырёх разновидностей, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине;

активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).

Логопедическая работа включает следующие направления:

Логопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Используя методику О. А. Новиковской, проводят упражнения:

«Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на. Б-Б-Б. Движения пальцев вправо, влево.

• Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.

Упражнения для языка

«Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.

«Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки. та-та-та.

В коррекционно-развивающей работе используется логопедический массаж, предложенный К. А. Семёновой, Е. Ф. Архиповой («Логопедическая работа с детьми раннего возраста» - 2006г.)

Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.

Артикуляционная гимнастика

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата:

-развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т. д.);

-развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами;

-развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается принцип последовательности (от более простого к более сложному).

Все упражнения проводятся в игровой форме. Артикуляционную гимнастику дети выполняют, сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. В конце года дети выполняют упражнения с индивидуальным зеркалом.

-Развитие фонематического слуха начинаем с неречевых звуков;

(Игра с коробочками)

-Обогащение пассивного словаря;

-Активизация речи через звукоподражание.

Игра «Ассоциации»

Каждый из участников берёт листочек с названием животного. Листочек крепится игроку на спину. Игроки делятся на три группы.

Необходимо с помощью мимики и жестов объяснить участнику группы, что он за животное.

По окончании игры, каждый из участников тянет жетон.

Таким образом, разделились на три команды.

Стимулирование речи – процесс сложный, играющий огромную роль в развитии ребенка, у которого присутствуют отклонения от речевой нормы. Правильность и своевременность процесса развития речи во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.

Работа психолога, дефектолога и логопеда включает в себя общие приёмы.

Поговорим о них более подробно.

1. Диалог-образец. Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

Что я взяла? – Чашку.

– Что это такое? – Чашка.

– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т. п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла?», «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.

3. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

5. Распространение.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью

6. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К. Д. Ушинский, Е. М. Водовозова, Е. И. Тихеева, П. Ф. Лесгафт. Ушинский К. Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

7. Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.

8. Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

9. Выбор.

Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

10. Поручения.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребё нка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».

11. Опосредованное общение.

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребё нка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

12. Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом. песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься,

13. Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

14. Замещение.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

15. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

16. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.

Практическая работа

Вы разделились на три группы. Каждой группе достался ребёнок со своим уровнем понимания речи. Вам необходимо будет выполнить следующее задание:

-познакомить ребёнка с красным цветом, учитывая его уровень понимания.

Рефлексия.

Поделитесь своими чувствами, мыслями. Что понравилось? Что возьмёте для своей практической деятельности

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка.

Фотоотчет о методическом объединении «Изготовление дидактических пособий и использование их в проведении квестов»Фотоотчет о методическом объединении «Изготовление дидактических пособий и использование их в проведении квестов» По техническим причинам был у меня достаточно длительный перерыв в публикациях, но теперь я спешу исправится). Тем более вчера провели.

Фотоотчет о моем участии в районном методическом объединенииФотоотчет о моем участии в районном методическом объединении Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами о районном мероприятии, участницей которого я побывала недавно. Очередное заседание.

Фотоотчет о проведенном городском методическом объединении воспитателейФотоотчет о проведенном городском методическом объединении воспитателей Воспитатели ДОО города Черемхово приняли активное участие в заседании городского методического объединения по речевому развитию дошкольников.

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду»Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду» Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду».Повышение качества и результативности.

Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших группФотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших групп Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования первых младших групп «Предметно-развивающая среда.

Фотоотчет об участии в городском методическом объединении воспитателейФотоотчет об участии в городском методическом объединении воспитателей Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами впечатлениями от моего выступления на городском методическом объединении с представлением опыта.

Конспект ООД на районном методическом объединении для воспитателей «В стране игрушек» Цель. Развитие речевой активности в процессе свободного общения с детьми, в ходе дидактических игр, и в творчестве детей. Задачи: образовательные:.

Фотоотчет «Участие в районном методическом объединении»Фотоотчет «Участие в районном методическом объединении» Подходит к завершению Год экологии в России. Много было сделано в этом направлении с детьми, хотя работа по экологическому воспитанию сопровождает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выступление на методическом объединении «Приёмы работы с неговорящими детьми»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 17:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на методическом объединении «Приёмы работы с неговорящими детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Коренкова (УИ 328111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД