Ольга Гончарова
Выступление на ГПО «Медиакомпетентность педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра
Джон Дьюи
Сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным – вот задача, которая стоит перед современным педагогом. Это позволит развивать у детей устойчивый познавательный интерес к учению. Используемый материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Прекрасными помощниками педагогам ДОУ при проведении организованной образовательной деятельности стали мультимедийные презентации, которые включили в себя занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов.
Публикация «Выступление на ГПО „Медиакомпетентность педагогов“» размещена в разделах
Современные дети более свободно, нежели их педагоги и родители ориентируются в информационном пространстве – от электронных энциклопедий до сети Интернет. Это рассматривается педагогами как верная тенденция в развитии информационного общества. Задача педагога информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно создавать для информационной среды собственные медиатексты, формируя при этом медиакультуру ребенка. Медиакультура, с одной стороны, в социальном плане – это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации, а с другой, в личностном, является частью общей культуры человека (А. В. Шариков). Деятельность каждого педагога, направленная на формирование медиакультуры современного ребенка, должна начинаться с формирования его собственной медиакомпетентности.
Медиа : спутниковое и цифровое ТV, видео, кино, компьютерная и сотовая связь, Интернет, графика, музыка, радио и др., трансформируют медиасреду, оказывают существенное влияние на традиционные виды культуры, на функционирование библиотек, киностудий, музеев, театров. Медиакультура, являясь феноменом эпохи глобализации, воздействует на ценности общества, на мировоззрение разных социокультурных групп, в особенности подростков.
Процесс формирования медиакультуры детей складывается из многих составляющих: изучения информационных технологий и знакомства с шедеврами мировой культуры, изучения цветовой и звуковой гармонии, законов зрительного восприятия, технологии создания «экранного образа» и других.
«Образование через всю жизнь» – один из основных принципов, без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества. Развитие медиакомпетентности педагога, формирование его медиакультуры – неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование медиакультуры воспитанника.
Развитие медиакомпетентности основано на ряде компонентов. Первый – опыт использования медиаматериалов.
Второй - активное приложение умений в сфере медиа.
Третий - готовность к самообразованию. Отсюда вытекают основные умения, необходимые для медиакомпетентности личности (С. Дж. БэрЭн) :
способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»;
понимание и уважение силы влияния медиатекстов;
способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно;
развитие компетентного предположения о содержании медиатекста;
знание условностей жанров и способность определять их синтез;
способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники;
знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов».
Структуру медиакомпетентности разработал немецкий педагог В. Вебер (блоки) :
отбор и использование того, что могут предложить медиа;
разработка своего собственного медиапродукта;
креативные возможности, на которых основаны различные виды медиа;
предусловия для эффективного использования медиа;
экономическими, социальными, техническими, политическими условиями, которые связаны с производством и распространением медиапродуктов.
В. Вебер также составил классификацию показателей медиакомпетентности личности :
- «агентства медиа» (изучение работы, функций и целей создателей медиатекстов,
- «категории медиа» (изучение типологии - видов и жанров медиа/ медиатекстов,
- «технологии медиа» (изучение способов/технологий создания медиатекстов,
- «языки медиа» (изучение медийных языков, то есть вербального, аудиовизуального, монтажного ряда медиатекстов,
- «репрезентации медиа» (изучение способов представления, переосмысления действительности в медиатекстах, авторских концепций и т. д.,
- «аудитории медиа» (изучение типологии аудитории, типологии медиавосприятия).
Эта типология достаточно условна, несомненно одно: без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невозможно говорить о высоком уровне медиакомпетентности человека. Ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут сами по себе сделать индивида медиакомпетентным.
Медиакомпетентность педагога многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Это не застывшая категория, теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую медиаинформацию.
Медиакомпетентность дает педагогам понимание того, как медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию окружающего мира, информационно насыщенной окружающей среды, в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции, как они могут воздействовать на уровень медиакультуры детей.
Педагог, погруженный в среду, повышающую его уровень медиакомпетентности, изучает, анализирует, творит самостоятельно медиатексты. Только таким образом, приобщившись к миру медиа, он может способствовать формированию медиакультуры своего воспитанника.
Информационные источники
1. https://moi-mummi.ru
2. https://nsportal.ru
3. https://festival.1september.ru
4. https://pedsovet.org
5. https://ped-kopilka.ru