Оксана Король
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на ГМО «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста – форма и средство социально-коммуникативного развития».
СЛАЙД 1
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд – это важнейшее средство воспитания ребенка. В процессе труда формируется личность, складываются коллективные взаимоотношения.
Поэтому важными задачами социально-коммуникативного развития дошкольников в процессе трудовой деятельности являются:
-обучение дошкольников основным трудовым умениям ;
-формирование представлений о профессиях;
-воспитание уважительного отношения к труду взрослых и сверстников;
-развитие положительных личностных качеств, таких как стремление к труду, ответственность, бережливость.
СЛАЙД 2
В соответствии с Программой «От рождения до школы» труд детей дошкольного возраста по содержанию можно разделить на 4 группы:
1. Самообслуживание
2. Хозяйственно – бытовой труд
3. Труд в природе
4. Ручной труд
СЛАЙД 3
Самообслуживание – это труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей:
-самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
-замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде, помогать товарищу что – либо поправить;
-относить после еды посуду и ставить ее аккуратно в раковину;
-закреплять культурно – гигиенические навыки (правильно мыть руки перед едой, после приема пищи полоскать рот);
- подготавливать к занятиям и убирать рабочее место;
- заправлять после сна свою постель.
Этот вид трудовой деятельности очень важен, т. к. он учит ребенка обходиться без помощи взрослого.
Ребята нашей группы практически все справляются с навыками самообслуживания, а если у кого – то не получается, они с радостью помогают, приходят на помощь.
СЛАЙД 4
Труд в природе закладывает основы экологического сознания, развивает познавательные интересы, наблюдательность, трудолюбие, бережное отношение к природе. Позволяет детям закреплять умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать растения, опрыскивать, вытирать с их листочков пыль, рыхлить почву, ухаживать за животными.
Заведующая детсада поручила детям нашей группы ответственное задание- ухаживать за комнатными растениями, которые украшают лестничный пролет и коридор. Ребята подошли к заданию очень серьезно. В соответствии с графиком дежурства ухаживали за растениями, следили за поливом, удаляли засохшие цветочки.
В весеннее время при совместной работе детей и родителей была организована клумба для цветов. Некоторые родители приняли активное участие в перекопке почвы, посадке различных растений. Ребята не только наблюдали за взрослыми, но и самостоятельно сеяли семена, сажали луковицы, помогали прикапывать корневища растений.
Летом совместный труд порадовал результатом. Наша клумба была пестрой и яркой от цветения растений. Ребята систематически поливали цветы, взрыхляли почву, удаляли отцветшие бутоны.
В осенний период с детками почистили клумбу от засохших растений, перекопали почву, пересадили теплолюбивые растения в горшки и разместили в уголке природы.
СЛАЙД 5
Хозяйственно – бытовой труд - это труд направленный на поддержание чистоты на участке и в группе, помощь взрослым при организации режимных моментов.
После игр дети самостоятельно убирают игрушки и спортивный инвентарь на свои места, собирают листочки на участке, подметают дорожки. После игры в песочнице аккуратно собирают и подметают рассыпавшейся вокруг песок.
Ребята учатся сервировать столы, вытирать их после еды, подметать пол.
Вместе с воспитателем осуществляют мелкий ремонт книг, коробочек для настольных игр и игрушек.
Детей необходимо научить замечать любые нарушения порядка в группе и по собственному желанию устранять их, т. к. эта деятельность воспитывает аккуратность, ответственность за порученное дело, формируется бережное отношение к вещам.
СЛАЙД 6
Ручной труд включает в себя изготовление поделок из картона, бумаги, ткани, природного материала. В процессе этого вида деятельности дети осваивают навыки работы с инструментами. Этот вид деятельности способствует развитию фантазии, творческих способностей. Мы наблюдаем за окружающим миром, а потом стараемся увиденное воссоздать в поделках.
СЛАЙД 7
В зависимости от возрастных способностей, уровня трудового опыта детей, а так же воспитательных задач можно использовать ту или иную форму организации труда детей :
1. Поручение – это обращённая к ребёнку просьба - взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение можно дать как одному ребенку, так и небольшой группе. Могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми ( содержащими в себе одно несложное действие: постирать куклам платья, вытереть со стола, подмести пол, собрать листочки на площадке) или более сложными, включающими в себя целую последовательных действий: подобрать нужный инвентарь, выполнить задание, привести все в порядок после работы.
2. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы: дежурство по столовой, по занятию, в уголке природы.
3. Коллективно - трудовая деятельность – это такая форма организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости.
СЛАЙД 8
Используя сюжетно-ролевые игры и соответствующие им атрибуты, происходит формирование практических навыков, умений и знаний о профессиях, с которыми ребенок встречается в окружающем его мире. Играя во взрослую жизнь, он познает реальный мир и делает первые шаги к дальнейшей трудовой деятельности. Играя, ребенок знакомиться с профессиями доктора, парикмахера, строителя, продавца и др. Учится вести себя в соответствии с данной профессией, пытается воспроизводить жизненные ситуации.
СЛАЙД 9 Средством формирования представлений значимости труда происходит через :
1. Трудовую деятельность, которая является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата. Нужно стараться организовать трудовую деятельность так, чтобы труд доставлял радость ребенку, удовлетворение, был значимым для него.
2. Ознакомление с трудом взрослых происходит через ознакомление с процессом труда, общения с человеком- тружеником. Для ознакомления детей хорошо организовать экскурсию по детскому саду. Сотрудники рассказывают о своем труде, о его пользе, значении. Дети могут не только внешне познакомиться с профессией, но и помочь, например, дворнику собрать листочки, на прачечной повесить халаты, рабочему подать инструменты.
3. Художественные средства
Через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку мы приобщаем детей к трудовой деятельности. На занятиях читаем произведения о труде, заучиваем пословицы, отгадываем загадки о людях труда, рассматриваем и обговариваем ситуации по сюжетным картинкам. Тем самым приходим к выводу о необходимости и важности труда людей разных профессий.
(Просмотр фрагмента ознакомления с трудом взрослых «Наш любимый детский сад»)