Ольга Деминтиевская
Методика обучения детей составлению рассказа-описания в ДОУ
Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи.
Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения.
В детских садах дошкольников учат следующим видам описательных рассказов :
- описанию игрушек и натуральных предметов;
- описанию картин.
Публикация «Методика обучения детей составлению рассказа-описания в ДОУ» размещена в разделах
Обучение детей каждому виду описания имеет свои особенности.
1) Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов
Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Объектами описания могут быть любимые игрушки, домашние животные, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т. д.
Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в сознании малышей, но и оказал влияние на их чувства.
Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок.
В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.
После занятия предмет можно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.
Занятия по описанию начинаются с рассматривания предметов, т. е. сенсорного обследования. Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет, материал, следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание строится по вопросам педагога.
Используются различные вопросы:
- прямые («Какого цвета утенок?»);
- подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?»);
- поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»);
- побуждающие к сравнению («На что похожи глазки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?»).
После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ-образец, который должен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным.
Образец может использоваться в начале, середине и конце занятия: это определяется уровнем умений детей.
Чтобы ребята не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной. Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу.
По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя.
Сначала план состоит из 2 — 3 вопросов. Постепенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка?»; «Нравится ли она тебе?»
Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы.
1. Мотивация, которая придает смысл деятельности.
Исследователи (Л. С. Славина, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, В. В. Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации, ставящий ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. ( Например: сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись)
Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В. В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и другие, — в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.
Мотивом может быть желание получить игрушку. Например: игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.
2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.
Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь» :
Педагог
Ребенок
У меня утенок
У меня цыпленок
Утенок желтый
И цыпленок желтый
У утенка большие красные лапы
У цыпленка лапки маленькие
Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик).
3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).
4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т. д.).
5. Коллективное составление рассказа : один ребенок описывает лицо персонажа, другой — одежду, третий — предмет, находящийся у него в руках или за спиной.
6. Использование схем, моделей.
7. Чтение художественных произведений.
8. Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками).
9. Оценка детских рассказов.
Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу.
10. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения.
Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т. д.
2) Методика обучения описанию картин
Занятиям с картиной в детских садах по развитию речи отводится одно из главных мест во всех возрастных группах. Дети дошкольного возраста любят рассматривать картины, делиться своими впечатлениями с окружающими о том, что они видят.
Рассказ по картине — это разновидность рассказа по восприятию.
Рассматривание детьми картины — сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.
В целях обучения дошкольников описательным рассказам рекомендуется проводить следующие виды занятий с картинами: составление рассказов по предметной картине; составление рассказов по сюжетной картине; составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.
Занятия по обучению детей описанию предметной картины аналогично занятиям по описанию игрушек (предметов).
Занятия состоят обычно из двух частей: рассматривания картин и обучения составлению описаний по картине.
Более интересной и трудной задачей для детей является описание сюжетной картины. Оно начинается с главного в картине, затем постепенно круг рассматриваемых предметов расширяется, устанавливаются связи между ними.
На первоначальных этапах обучения (средняя группа) лучше использовать прием описания картины по частям, связывая их с общим замыслом картины.
Например, сначала можно описать животных, изображенных на картине («Ежи», «Белки»). Во второй части занятия желательно составить рассказ обо всей картине : «Теперь расскажите обо всем сразу».
После занятия картина остается в группе на несколько дней, чтобы дети могли лучше рассмотреть ее, заметить то, чего не заметили раньше, и начать высказываться.
3) Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов
Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте. К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы. Он должен помогать детям увидеть красоту окружающей природы: восход и заход солнца, оттенки зелени при различном солнечном освещении и т. д.
Для лучшего понимания художественного замысла можно использовать такие приемы, как:
- использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; «Что художнику хотелось рассказать о?.» Вопросы «про что?.», «о чем?.» помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она передает. При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;
- использование поэтических произведений (А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и др.) о природе, музыке.
Это, с одной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры;
- одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему
- сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями
Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»;
- игровые приемы
Можно предложить детям игровые ситуации: «Кто больше увидит»; «Найди дерево по описанию».
Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспитателя. Дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последовательность и художественность.
Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова.