Наталья Горшкова
Опыт работы на тему «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. А. С. Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручаться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». Сегодня современным родителям необходима помощь. Основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на увеличение роли нетрадиционных форм работы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют лёгкому запоминанию деловых бесед, создают особый настрой на доброжелательное, откровенное и деловое общение.
Публикация «Опыт работы на тему „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Слово “семья” обозначает родные и близкие человека. Семья - это группа людей, которая считается ядром общества и создаётся и посредством вступления в брак мужчины и женщины, у которых затем появляются дети. При этом члены семьи поддерживают постоянные связи с предками данной супружеской пары, а также с братьями и сёстрами, внуками, дядями и тётями со стороны отца и матери и их детьми.
В обоих определениях присутствует указание на защиту, поддержку и существование прочной связи, основанной на кровном родстве и родстве по браку. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никто другой. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.
Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Для ребёнка очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, но самое главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи. Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции.
Традиция в переводе с латинского языка означает передача. Традиции – это то, что перешло от одного поколения к другому (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Семейные традиции сближают всех родных, делают семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.
Семейные традиции и ритуалы :
позволяют ребё нку ощущать стабильность жизненного уклада:
«при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;
дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищённости;
настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни
создают неповторимое детское воспоминание, о котором ваш ребёнок будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
позволяют ощутить гордость за себя.
Семейные традиции в каждой семье есть. Таких традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если ребёнок болен, расстроен или обижен. Та серьезность и уважение, с которым взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданным, способствует развитию у него чувства собственной значимости. Он приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.
Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве, которые были окрашены яркими красками разных впечатляющих мелочей.
Есть традиции по временам года. Каждую весну участвовать в Дне Земли – убирать в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идти птичек слушать. Осенью делать кормушки. Зимой в эти кормушки класть угощение. Для самых маленьких - перед Новым годом – аж за месяц! – писать Деду Морозу письмо с просьбами и «обещаниями». В одной семье это могут быть вечерние беседы с родителями, бабушками и дедушками об их жизни, о том, как жила страна в те годы, когда они были детьми. Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.
Торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце, или под Новый год украсить живую ёлку. Это традиция - вместе с ребёнком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природе. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов. Ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу, когда все присутствующие дома говорят тебе добрые слова напутствия.
Это и заботливое отношение друг к другу, когда кто-то приходит домой позже всех, то его на столе ждет разогретый ужин;
Я расскажу немного о своём опыте работы на примере моей группы. Знакомство с родителями и детьми мы начинаем ещё тогда, когда дети посещают младшую группу. В течении года приводим малышей в свою группу, показываем игрушки. Предлагаем старшим детям поиграть с малышами, рассказать, как нужно бережно обращаться с игрушками, как заправлять постель и коляску для кукол, ухаживаем за цветами в присутствии малышей. Получается, что дети подготовительной группы передают свой опыт малышам, как бы подводя итог нашей с ними работы. Параллельно с этим начинаем знакомиться с родителями будущих воспитанников. Расспрашиваем об особенностях детей, сообщаем о том, что в сентябре их дети приходят в нашу группу, сообщаем своё имя, отчество. Так же приглашаем на наши утренники в качестве гостей, где они могут на практике посмотреть на таланты и умения старших детей, а так же на работу воспитателей. Лично я считаю, что родители именно по утренникам судят, как проходит работа в детском саду, т. ч. для меня каждый праздник является как бы заключительным итогом определённого этапа работы. Интересно отметить, что если в начале года из младшей группы приходят всего два, три человека, то на выпускном вечере можно увидеть почти половину родителей. Это говорит о том, что родители беседуя между собой об увиденном на празднике, невольно заставляют прислушиваться остальных и делать определённые выводы.
В конце года, когда проходит заключительное, для родителей выпускников, собрание, приглашаются так же и родители младшей группы.
Мы подводим итоги совместной работы не за прошедший год, а за все три года, вспоминаем все интересные встречи, приключения, вручаем почётные грамоты, хвалим всех за оказанную помощь детскому саду и группе, дарим подарки, сделанные руками детей. В течение трёх лет мы оформляли фотоальбомы, где полностью отражены как будни, так и праздники группы. Будущие родители с интересом рассматривают альбомы, узнают о всех добрых делах предшествующих пап и мам, как бы ощущая себя уже не новичком в сложившимся за эти годы, коллективе. А самое главное заключается в том, что они понимают, как интересно ходить в детский сад, где тебя понимают, уважают и ценят. В конце собрания родители выпускников торжественно передают новый фотоальбом новым родителям, как бы открывая чистую страницу уже нового коллектива.
В начале нового учебного года дети и родители приходят в группу не как новосёлы, а как хозяева. Мы знакомим их с примерным планом работы на год, проводим анкетирование, спрашиваем, что бы они хотели посмотреть на открытых просмотрах, и определяем примерные темы. Но, не забываем, при этом напоминать, что уют и красота, как группы, так и детского сада зависят от их непосредственной помощи.
Попутно выявляем и таланты родителей, Причём привлекаются не только мамы, но и папы. Так с помощью мам были заново обшиты все куклы, сшиты комплекты постельного белья на кроватку и коляски для кукол. появилась новая форма для дежурных по столовой. При помощи одной из мам, нами созданы папки- передвижки для родителей на разные педагогические, психологические и оздоровительные темы. Родителями, постоянно пополняются комнатные растения. Все фотоальбомы составляются из фотографий, принесённых родителями.
Постепенно родители привыкают к тому, что без их непосредственного участия мы не можем обойтись, и сами начинают предлагать свою помощь, значит, они уже начинают жить жизнью группы, а потому и жизнью, заботами, проблемами и радостями своих детей.
Мы часто задаё мся вопросами: нужны ли праздники для детей в семье, какие семейные традиции есть в семьях, могут ли помочь праздники в воспитании у ребёнка положительных качеств? Ребёнку, для полноценного развития праздник необходим, как воздух. Пусть каждый припомнит своё детство. Загадки, викторины, познавательные игры помогают развивать ум ребёнка. А вместе с родителями это праздник вдвойне. Когда родители играют, разгадывают загадки, поют и пляшут, сколько радости и восторга испытывает малыш. Эти моменты навсегда ярко запомнятся в памяти ребёнка.
Те родители, которые посещали наши праздники ранее, были свидетелями того, что в них участвуют не только дети, но и родители. А какой же праздник без подарков. Как приятно получать сюрпризы, но я хотела добиться такого понятия, что сюрпризы приятно ещё и делать, а ещё приятнее делать их своими руками. И почему подарки получают только дети, ведь взрослые тоже должны ожидать на празднике чуда. В нашей группе к каждому празднику дети делают подарок- сюрприз. Готовят его в тайне, не говоря об этом дома. Как приятно видеть лица родителей, когда им вручают эти сувениры. Это стало второй нашей групповой традицией. Можно с удовольствием отметить, как группа детей и взрослых превращается в разновозрастный, но коллектив, а в праздниках проявляется воспитательное богатство коллективной работы.
В ходе такой последовательной, планомерной совместной работы, мы заметили, что родители не просто приводят и забирают ребёнка, а приходят уже пообщаться друг с другом. Хочется отметить, что молодые родители прислушиваются к советам более опытных родителей, старших, по возрасту. Дети старшей группы начинают посещать секции и кружки, но не у всех родителей есть возможность водить ребёнка. наши родители нашли простой выход. Договариваясь между собой, можно наблюдать, как одна мама собирает 2-3 девочек и ведёт их на гимнастику, потом другая берёт на себя это поручение. Иногда, в мороз или пургу, можно слышать, как те родители, что приезжают на машинах, предлагают подвезти до дома, если по пути. При наличии хорошей погоды стали замечать, что взрослые не бегут домой, а гуляют с детьми на площадке детского сада, при этом родители не стоят поодиночке, а общаются между собой. Некоторые родители стали дружить семьями, найдя общие интересы.
В этом году мы предложили новую форму работы по изучению семейных традиций. Часто спрашивая у детей про бабушек и дедушек, сделали вывод, что ребёнок не знает, чья это мама, папина или мамина, не может сказать полного имени, не знает, кем работали. Предложили родителям на собрании начать работу по созданию генеалогического дерева. Они заинтересовались, но многие не могли вспомнить свои родственные связи дальше бабушек и дедушек. Поэтому в этом году мы создали схему: «ребёнок--- родители---бабушки», но летом, когда многие поедут в отпуска, к себе на родину, дали задание: разузнать у родственников как можно больше о своих предках. Узнать полное имя, отчество, можно национальность, профессию. При наличии такого дерева, можно наглядно проследить, как сохраняются семейные традиции при выборе профессий, как могут передаваться качества и особенности характера. Можно прогнозировать выбор профессии ребёнком в будущем с одной стороны, а с другой можно определить такие негативные стороны, как генетические заболевания, негативные наклонности и т. д., что может помочь ещё в раннем детстве обойти их стороной. Таким образом, подводя итог своей работы, можно сказать: «Раскрывая перед родителями вопросы семейного воспитания, мы не только подчёркиваем необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории, но и помогаем создавать условия, при которых наиболее эффективно развиваются такие нравственные чувства как ответственность, организованность, любовь к родителям, значимость в семье, чувство долга, уважение к старшим и патриотизм.
Семья необходима человеку для формирования собственной личности и самосовершенствования, а также для того, чтобы жить благополучно и созидать, поддерживая при этом нормальную жизнь общества и сохраняя род человеческий.
Что же касается спокойной и благополучной жизни, то её также обеспечивает ребенку семья. Ведь семья – это небольшая группа людей, которые строят свою жизнь спокойно и постепенно, активно помогая друг другу в созидательном труде, а также в решении жизненных проблем и добывании хлеба насущного. В семье царит атмосфера взаимной любви, согласия, симпатии, спокойствия и благополучия. Члены семьи вместе борются со слабостью и недугами любого рода, а также ошибками и проступками. В семье заботятся о развитии и благополучии детей и уделяют внимание пожилым людям, дабы они не оставались одинокими, заброшенными, никому не нужными – ведь они нуждаются в помощи и обеспечении, и им необходим тот, кто избавил бы их от усталости и тревог… Закончить своё выступление я хочу словами Н. К. Крупской: «Сочетание общественного воспитания, которое даётся в наших дошкольных учреждениях, с воспитанием семейным, когда сердца родителей горячо бьются за правое дело, создаёт замечательное поколение людей
Всего доброго! До новых встреч!