Рузиля Зарипова
Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников
▼ Скачать
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Нашу жизнь заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью.
Публикация «Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ежедневно появляется множество инновационных педагогических методик, способствующих быстрому и эффективному развитию ребенка, его коммуникативных и социальных навыков. Безусловно, воспитатель должен научить ребенка жить в эпоху современного динамичного мира, но нельзя сформировать полноценную гармоничную личность, не опираясь на ее национальные, исторические и культурные корни. Как говорил К. Ушинский: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».
По моему мнению, важно обращаться к народному творчеству как хранителю многовековой народной мудрости.
Фольклор – вместилище истинного языка, самобытных традиций, обеспечивающих и поддерживающих связь и преемственность поколений. Для детей дошкольного возраста малые формы фольклора, такие как потешки, колядки, скороговорки и другие, являются доступными, понятными, легко воспринимаемыми, так как содержат в себе элементы игры. Они помогают развить дыхание, дикцию, темп речи, обогащают словарный запас.
Для меня как для воспитателя логопедической группы неоспоримым фактом является то что речевое развитие – это самая важная образовательная область, которой в ряду других областей должно быть уделено особое внимание и место. В настоящее время все больше детей приходят в дошкольное учреждение с недостаточно развитой, а чаще и вовсе отсутствующей речью. Поэтому я задумалась о том, как стимулировать развитие речи детей и решила обратиться к народному фольклору, а точнее к народной фольклорной игре. Почему? Потому что, по моему мнению, народная игра представляет собой такой вид деятельности, в которой активно развивается речь. Именно в народной игре я обнаружила неисчерпаемый источник образцов языка самого высокого качества, что, безусловно, необходимо для развития речевой деятельности, в которой происходит гармонизация движений тела, мелкой и крупной моторики, речевого аппарата. Это определяет формирование активной и пассивной речи. Мне кажется, с помощью народной игры можно положительно решить все задачи речевого развития, которыми являются:
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи;
- освоение разговорной речи;
- развитие монологической и диалогической речи.
Наряду со специфическими речевыми задачами, с помощью народных игр решаются задачи по развитию познавательных интересов, любознательности. Эти игры позволяют ребенку соприкоснуться с историческим прошлым народа. У детей формируется представление о жизни наших предков, их культуре и быте.
Народные игры я стараюсь использовать практически на каждый день, потому что именно игровая форма помогает детям освоить как современный, так и фольклорный язык. Применение народных игр не только на занятиях, но и в режимных моментах создают позитивный микроклимат и доброжелательную атмосферу в группе.
По моим наблюдениям, потешки способствуют развитию речевого слуха. Мы с моими воспитанниками подобрали приговорку к каждому режимному моменту: к умыванию, одеванию на прогулку, к пробуждению и т. д. Ребята учатся различать близкие по звучанию звуки, чувствуют ритмичность и плавность речи. С помощью потешек можно почувствовать ритмичность и плавность речи.
Малые фольклорные формы помогают уловить интонационную выразительность, повышение и понижение голоса. Для достижения этой цели можно использовать игру «Петух или сон казака».
Для формирования мотивации процесса говорения мы так же использовали игры, в основе которых лежит звукоподражание, например «Полетушки».
Для тренировки словообразования с помощью суффиксов подходит народная игра «Кузовок».
Очень полюбили дети русский хоровод, ведь это особое действие, которое объединяет и дает возможность каждому ребенку почувствовать себя членом коллектива, представить себя сильным и ловким, представить себя добрыми молодцами и красными девицами. В русской традиции существует огромное количество вариантов хоровода: закрутка и путанка, хоровод с выбором, с бегом, с заменой, с изменением количества участников в круге. Например, знакомая с детства игра «Золотые ворота» - это тоже хоровод с постепенным увеличением участников в круге.
В своей работе я использовала такие хороводные игры, как «Мышеловка», «Жучек - Паучек», «Заря – Заряница», «Вейся капуста» и т. д.
Мне хочется выделить полюбившуюся ребятам игру «Идет матушка весна».
Немного пофантазировав, мы решили разнообразить игру. Теперь идет не только «матушка Весна», но и «матушка Лето», «матушка Осень», «матушка Зима». Я изменила слова оригинальной присказки, подставила названия месяцев, дети с удовольствием играют в нее и закрепляют наименования всех месяцев года.
Использование подвижных игр на занятиях по речевому развитию помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Подвижная игра позволяет переключаться с одного вида деятельности на другой. В игре быстрее осуществляются мыслительные процессы.
Народные подвижные игры помогают мне и в подготовке к обучению детей грамотности. Веселая, забавная и легкая, но, в тоже время, требующая внимания игра «Летела корова».
Еще одна группа игр, на которые я хотела бы обратить внимание, это динамичные игры с мячом. Этот инструмент способствует развитию мелкой и крупной моторики, скорости реакции, внимания. Дети особенно полюбили игру «Пять имен». В оригинальной фольклорной версии дети должны отбивать мяч, с каждым ударом называя слово, но я видоизменила ее.
Важная функция игры – это социализация детей. Я нередко отмечала, что вовлекаются в игру даже самые малоактивные дети, избегающие коммуникации со сверстниками. Вначале они присматриваются, не проявляя заинтересованности, но постепенно чувствуют себя все увереннее и демонстрируют желание общаться, участвовать в коллективной игре и даже стремятся к победе.
Постепенно игра заняла заслуженное место в жизни наших детей. Они научились организовывать игры самостоятельно, они не только используют традиционные сценарии, но и дополняют их, видоизменяют. Знакомые диалоги и малые фольклорные формы нашли применение в повседневных сюжетно-ролевых играх.
Я заметила, что речь детей стала более разнообразной и выразительной, увеличился словарный запас, обогатилась интонационная палитра. Мои наблюдения в очередной раз подтвердили эффективность народной игры как инструмента развития речи детей дошкольного возраста.
Играйте с детьми, пойте, рассказывайте потешки! Это важное условие для дальнейшей культурной и национальной самоидентификации ребенка. Вы заметите, что малышу легче найти свое место в социуме, он быстрее заговорит и речь его станет богаче.