Ирина Сопельняк
Дидактические игры во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.
Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, мышление, память ребенка,
то- есть те качества, какие необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Публикация «Дидактические игры во второй младшей группе» размещена в разделах
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр педагог приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.
Хочу представить Вам свои дидактические игры, которые я постоянно использую в работе.
Дидактические игры использую при решении задач образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
1. Игры по «Социально-коммуникативное развитие» направлены на: присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включают моральные и нравственные ценности; развивают общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; формируют основы безопасности в быту, социуме, природе.
Игры такие как «Давайте познакомимся!», «Комплементы», «Хорошо - плохо» - учат детей взаимодействовать друг с другом, воспитывают доброжелательность и чуткость у детей, развивают представления детей о добрых и плохих поступках. Игра «Какое у меня настроение?» учит понимать эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики и жестов.
Играя в игры, «Вот какая бабушка», «Назови ласково маму», «Вот какой папа» малыши учатся уважать старших, у них формируется любовь и уважение к близким людям.
Для формирования основ безопасного поведения на дороге и в быту мне помогают дидактические игры «Светофор», «Правила поведения», «Топаем, хлопаем» которые я провожу с детьми.
2. Игры по «Познавательному развитию» способствуют развитию любознательности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей дошкольников.
Игры «Что за форма?» ,«Большая и маленькая куклы», «Разноцветные мячи» «Найди пару», «Собери бусы» помогают детям хорошо ориентироваться в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединять предметы по признакам: форме, цвету, величине. Сравнивать их по размеру (по длине, ширине, высоте).
Дидактические игры природоведческого содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
Проводя с детьми игры «Что где растет», «Почтальон принес посылку»,
«Собери урожай», «Где спрятался зайчик!» и другие - формируют у детей умение группировать овощи и фрукты, описывать, назвать, их по характерным признакам.
Знакомство с дикими, домашними животными и птицами происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», «Рассели животных по домам».
В дидактических играх,«С какой ветки детки», «С какого дерева лист?», «Назови меня» дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о растениях
3. Игры по «Речевому развитию» - направлены на достижение таких целей: научить ребенка пользоваться речью как средством общения; увеличение словарного запаса; развитие фонематического слуха; ознакомление с основами звуковой и интонационной культурой речи; развитие речевого творчества.
Игры на расширение словарного запаса детей «Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет». Главная дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные, их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы).
Игры на развитие звуковой культуры речи «Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд»
Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи.
Игры на развитие фонематического слуха «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.
Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность.
Игры на развитие грамматического строя речи «Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др.
Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.
Игры на развитие связной речи «Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т. п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.
Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
3. Игры по «Художественно-эстетическому развитию»
Игры для художественно-эстетического развития проводятся для: закладывания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств; реализации самостоятельной творческой деятельности.
В Играх «Собери капельки в стакан», «Подбери по цвету» дети закрепляют и уточняют название основных цветов, учиться соотносить предметы по цвету.
Игра «Дорисуй узор»- направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.
Таким образом, систематическая и правильно организованная работа по применению мной дидактических игр, привела к повышению познавательного интереса у детей, что побуждает меня продолжать подбирать и эффективно использовать дидактические игры в своей деятельности.