Милютина Наталья
Развитие творчества детей средствами нетрадиционных художественных материалов. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, проявлять творчество.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества. Научить их внимательно присматриваться, быть внимательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.
Современные исследования показывают, что базис развития таланта и одаренности закладывается в дошкольном возрасте. Это базис составляет способность к творчеству, которая у дошкольника наиболее ярко проявляется в разных видах художественной деятельности – лепке, аппликации, рисовании.
Но чаще всего клей, краски, пластилин, приобретаемые нами в магазинах для детского творчества, не наилучшего качества. Мы верим тому, что написано на этикетке, и знаем, что никогда не сможем проверить, действительно ли экологически безопасные материалы использовались для изготовления тех или иных красок или пластилина. С максимальной осторожностью мы должны отнестись к выбору материала для творчества.
У детей младшего возраста есть отличительная особенность – пробовать все на вкус! Во рту ребенка на каждый квадратный миллиметр приходится больше нервных окончаний, чем на любом другом участке его тела, поэтому он и тянет все в рот, чтобы попробовать то или иное и понять, что это и каково оно на вкус….
И мы хотим поделиться опытом изготовления в домашних условиях и использования в работе с детьми экологически безопасных материалов. Они безвредны, их можно лизнуть, понюхать, и ничего не будет угрожать здоровью детей:
1 Объемные краски (формат 3D).
2 Домашние пальчиковые краски.
3 Домашний пластилин – соленое тесто.
4 Цветной песок.
5 Искусственный снег.
Все эти материалы делаются из обычных продуктов питания с добавлением безопасных пищевых красителей, которые используются в кулинарии. Так же используем гипс и мел, они тоже безвредны.
Любая художественная деятельность ребенка и занятия творчеством формируют у него образное мышление, способствует развитию фантазии, а так же помогают выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Занятия художественной деятельностью успокаивают ребенка, способствуют развитию терпения и усидчивости.
А для педагога главное – сделать этот процесс увлекательным и безопасным.
Домашние пальчиковые краски.
Пальчиковые краски для детей – одно из самых полезных и любимых развлечений. Сколько удовольствия доставляет малышу вымазаться красками и потом оставлять следы на белом ватмане! Возможно в нем просыпается юный художник.
Рецепт:
Крахмал- 0,5 стакана;
сахар- 3 ст. ложки;
соль- 0,5 ч. ложки;
вода- 2 стакана.
Детям лучше надеть непромокаемые фартучки. Окружающее пространство накрыть прозрачной пленкой или газетами, оставляя там где юные художники будут рисовать, лист белого ватмана. И только после этого приступаем к самому главному – процессу творчества.
Техника рисования достаточно простая, поэтому можно рисовать и пальчиками, и ладошкой.
Объемные краски (формат 3 D)
Такой краской получаются объемные рисунки, как в формате 3 D, а можно назвать их пышными красками, которые рисуют объемные картины. Краски сохнут довольно продолжительное время. Но когда рисунок высыхает, он блестит за счет соли, и это делает его очень красивым. Обязательно надо обратить внимание ребенка на эту особенность. А для рисования такими красками лучше всего взять очень плотный картон, а лучше – картон, из которого делают коробки. Дело в том, что, высыхая, лист деформируется, а с толстым картоном этого не произойдет.
Ребенку нужно научится управляться с пакетиками с краской, и возможно, не сразу он приноровится их удобно для себя держать. Но интересно наблюдать за его старанием, пыхтением, напряжением и большим желанием творить.
И еще один важный момент: от того, как и где вы сушите, рисунки отличаются. Если будете сушить на открытом воздухе, имеется в виду обычное высыхание, - рисунок будет искрится, если в духовке – он будет выглядеть запекшимся, с корочкой. Вот поэтому такие объемные рисунки сравнивают с форматом 3 D.
Рецепт:
Мука – 1 стакан,
разрыхлитель для теста – 2 ст. л,
соль – 2 ст. л. ,
пищевой краситель,
вода.
Сухие ингредиенты (кроме красителя) смешать. Воду добавлять до тех пор, пока основа не станет консистенции сметаны (не очень густой, ложка стоять не должна). Разложить по мискам, добавить в каждую краситель. Далее окрашенные основы выложить в пакетики, на концах завязать. В самом уголке сделать надрез (маленький). Рисовать, выдавливая краски из пакетика.
Цветной песок
Цветной песок – еще один чудесный материал для творчества, с которым обязательно нужно познакомить детей. Рисование песком рекомендуется детям старше 1 года под присмотром педагогов и родителей, а точнее – с их помощью.
Даже маленький ребенок будет с удовольствием посыпать цветным песочком предлагаемый рисунок. Правда в раннем возрасте рисование песком носит скорее игровой характер. Малыш знакомится с материалом и получает удовольствие от игры с цветным песком. Ребенок 3-7 лет сможет по-настоящему рисовать песком, создавая целые картины.
Рецепт (самый простой)
Манная крупа – 1кг,
детские цветные мелки – 1 упаковка.
Взять немного манной крупы, цветные мелки потереть на мелкой терке. Манку разложить по формам, в каждую добавить мелкий натертый мел нужных цветов (или сухой пищевой краситель).
Чем полезно рисовать цветным песком
- Ребенок создает удивительный цветной мир, развивая фантазию и воображение.
- Рисуя песком, ребенок развивает мелкую моторику и координацию движений, т. к. высыпать из пакетика цветной песок нужно «прицельно» и аккуратно, а иногда подсыпать прямо руками.
- Ребенок становится внимательнее и аккуратнее, т. к. от этого зависит качество произведения.
- Рисуя песком, ребенок отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: песок приятен на ощупь, текуч и послушен творцу.
Домашний пластилин – соленое тесто.
Слоеное тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, не содержит ни одного вредного вещества, имеет приятный запах, не пачкает одежду. Это гораздо более послушный материал, чем пластилин. Тесто не требует предварительного долгого разогревания и разминания.
Рецепт 1:
Мука пшеничная- 2 стакана
Соль «Экстра»- 1 стакан,
Вода- стакана.
Рецепт 2:
Мука пшеничная- 3 чашки (около 300 гр)
Мука ржаная- 1 чашка (около 100 гр)
Соль – 2 чашки (около 400 гр)
Вода- 1,5 чашки (около 250 гр)
Сушка изделий из теста.
Основной способ- подсушивание фигурок в духовке при температуре 80 градусов. Время зависит от толщины, величины ваших изделий, но примерно занимает час. Мелкие детали можно сушить на батарее.
Важный момент: ставить поделки надо в холодную духовку, а вытаскивать желательно не сразу, а после того, как духовка полностью остынет. Так фигурки просохнут более равномерно.
Кстати, сушка поделок в духовке положительно скажется на экскурсии детей на кухню к поварам и еще раз познакомиться с их деятельностью, их профессией
Искусственный снег
Мало кто помнит песню из советского фильма с такими словами: «А мне всегда чего-то не хватает: зимою- лета, а осенью- зимы…» Тем не менее все мы замечаем за собой забавную закономерность, что зимой мы мечтаем о жарком лете, а летом нам хочется хоть немного зимнего холода и снега.
Но ничего невозможного нет. Хотя бы в том, как сделать снег среди июньского зноя.
В глубокую миску насыпаем 500гр картофельного крахмала, сюда же добавляем 100-150гр растительного масла (масло добавлять постепенно).
Снег должен быть сухим и рассыпчатым, но при этом хорошо лепиться, примерно так же, как и обычный снег. Из готовой массы хорошо лепятся снежки и снеговики, поэтому она подходит для детских игр. При этом масса состоит из безопасных ингредиентов, приятна на ощупь, скрипит совсем как настоящий снег.
Рекомендации
- Приобщайте детей к творческому процессу как можно раньше.
- Позволяйте рисовать не только карандашами и фломастерами, но и другими интересными и безопасными материалами. Используйте свое воображение и вместе с детьми пробуйте рисовать пальчиками, ладошками и подручными материалами.
- Старайтесь не действовать на детей, будьте рядом, рисуйте и творите вместе с ними, но не за них. Пусть результаты будут сначала совсем небольшими, но важно, чтобы они приучались действовать самостоятельно, только в этом случае обучение принесет свои плоды. Помогайте им только тогда, когда они просят о помощи, если же видите, что ребенок справляется сам, предоставьте ему свободу действий.
- Расспрашивайте о том, что дети сделали или нарисовали. Сочините с ними сказку про нарисованных героев или поиграйте с вылепленными персонажами. Так будет развиваться мышление, память, воображение. Сценки могут быть как выдуманными, так и взятые из жизни. Это один из способов в игровой форме привить детям правила поведения в обществе (н-р, если малыш отбирает игрушки на детской площадке, можно слепить с ним простейшие фигурки и проиграть знакомые ситуации, показав, как можно и как нельзя себя вести с другими).
- Чаще хвалите детей за их творческие успехи. Позитивно заряженное обучение развивает у детей большую свободу в оценке собственных действий, а значит, закладывает основу для развития высокой самооценки.
- Покажите, что вы цените и уважаете старание детей, - пусть поделки постоят какое-то время на полке, чтобы их видели родители и приходящие гости. Так у ребенка будет развивать уважение к своему и чужому труду.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Ни для кого не секрет что на занятиях по продуктивным видам деятельности дети стараются скопировать образец не стремятся внести в свою работу новшество отличительную особенность проявлять творчество](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-960914-1738825969.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Мы должны воспитывать у наших детей пытливость смекалку инициативу воображение фантазию т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-960914-1738825999.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 качества которые находят яркое выражение в творчестве](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-960914-1738826024.jpg)