МААМ-картинки

Выпускная квалификационная работа «Педагогические условия формирования основ экологической культуры у младших школьников»

Трубникова Тамара
Выпускная квалификационная работа «Педагогические условия формирования основ экологической культуры у младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т. е. переход от потребительского отношения к природе на коэволюционное, которое предполагает гармонию человека с природой. Важным фактором является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере подрастающего поколения. Именно поэтому, одной из основных задач школьного образования должно быть повышение экологической грамотности обучающихся, научение их навыкам рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у младших школьников экологической культуры. Предпосылками правовой базы для осуществления экологического образования служит принятый в РФ Закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г., в XIII главе «Основы формирования экологической культуры» устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя все уровни образования в том числе и дополнительное. 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Его цель – привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшение состояния экологической безопасности страны. Основной задачей проведения Года Экологии было обеспечение безопасности и сохранение уникальной природы России. Так же В. В. Путин в своем обращении сказал, что на сегодняшний день разговор об экологических проблемах следует вести в наступательном и практическом ключе, а так же выводить природоохранную работу на уровень системной и ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.

Публикация «Выпускная квалификационная работа „Педагогические условия формирования основ экологической культуры у младших школьников“» размещена в разделах

Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Проблема сожительства общества и природы в последнее время выходит на первый план. Для ее решения следует сформировать хорошие отношения к природе уже в детском возрасте. Учителя и родители должны осознавать важность обучения детей, начиная с младших классов. Чем раньше будет проводиться экологическое воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Для достижения необходимой цели необходимо действовать в совокупности. Таким образом, сочетая знания учителя и родителей, школьники младших классов должны сформировать особенное отношение к природе, поэтому именно в этом возрасте стоит начинать проводить просветительную работу с целью формирования правильного мышления по отношению к природе. Практически все предметы, которые изучаются в начальных классах, призывают вносить вклад в формирование экологической ответственности ребят.

Еще известный педагог В. А. Сухомлинский вкладывал большое значение в отношение к природе именно в детском возрасте. Он считал, что окружающая среда оказывает непосредственное влияние на моральное развитие детей. Она считается частью фундамента детского восприятия мира. Он часто утверждал, что природа не проводит воспитательные работы, но в тоже время оказывает непосредственное влияние на взаимодействие с ней. Уже с ранних лет необходимо прививать ребенку положительное отношение к природе, показывать ее красоту, а также рассказывать о влиянии человека на окружающую среду.

Внимание ученых-педагогов к проблемам экологического воспитания в последние годы возросло. В концептуальных работах Зверева И. Д., Суравегиной И. Т., Захлебного А. Н., посвященных проблемам экологического образования школьников, содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей в процессе обучения. Исследования Дерябо С. Д. Панова В. И., Сидельковского А. П., Ясвина В. А., освещают психологические аспекты взаимодействия школьников с природой. В исследованиях последних лет, посвященных младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей : формирование бережного отношения к природе (Салеева Л. П., Соколова Н. Д., нравственно-экологическое воспитание (Карпеев С. А., Южакова Т. П., развитие экологической культуры личности младших школьников (Яковлева Е. В., ознакомление младших школьников с окружающим миром (Виноградова Н. Ф., Тарасова О. А., экологическое воспитание средствами туристско-краеведческой деятельности (Буковская Г. В., экологическое воспитание в процессе обучения и организация практической деятельности в рамках учебных предметов (Плешаков А. А., Сарыбеков М. Н., Барышникова Г. Б., организация внеклассных занятий природоведческого содержания в начальной школе (Минаева В. М., Китижева Д. М). Большой вклад в разработку проблемы формирования экологической культуры внесли такие учё ные как: А. А. Алдашева, О. М. Барковская, Д. В. Владышевский, А. X. Гимазетдинова, С Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. Н. Кароп, Б. Т. Лихачёв, В. И. Медведев, И. П. Сафронов, Л. П. Симонова. Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическая культура способна вывести общество на новую ступень развития. В качестве показателей экологической культуры выделяют : экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. В исследованиях Ж. К. Кениспаева были предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работах А. В. Усовой и А. А. Боброва определены формы учебного взаимодействия обучающихся и учителя с объектами природы для реализации программного содержания экологического образования.

Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Решение этой проблемы - непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично воздействовать с окружающим миром и осознавать своё место в природе. Проблемы, связанные с изучением экологической культуры школьников, активно разрабатываются в педагогике.

Необходимо всесторонне изучить проблему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности. В связи с этим тема ВКР является актуальной.

Объект исследования:

- воспитательный процесс в начальной школе

Предмет исследования :

- процесс формирования основ экологической культуры младших школьников во внеклассной работе

Цель исследования:

– теоретически изучить и практически выявить педагогические условия формирования основ экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе

Гипотеза исследования: работа по формированию основ экологической культуры у младших школьников будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий :

учитель знает теоретические основы формирования экологической культуры у младших школьников;

учитель умеет диагностировать уровень сформированности экологической культуры у младших школьников;

учитель систематически использует во внеклассной работе следующие методы и приё мы: анализ, наблюдение, экскурсии, загадки, беседы, дидактические игры, творческие задания, самооценка;

Задачи исследования:

раскрыть сущность понятий «экологическая культура», «культура», «экология», «внеклассная работа»;

выявить специфику методов и приёмов формирования экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе;

проанализировать опыт педагогов – практиков по проблеме формирования экологической культуры в начальной школе;

- организовать и провести опытно-педагогическую деятельность по проблеме формирования основ экологической культуры у младших школьников в процессе организации и проведения внеклассной работы;

- определить особенности формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, подбор диагностик по проблеме исследования;

эмпирические: изучение и анализ опыта педагогов-практиков по теме исследования;

практические: проведение внеклассных мероприятий с использованием методов и приемов, диагностирование выявления уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;

Методологические основания исследования :

Практическая значимость исследования состоит в разработке внеклассных занятий, разработки виртуальных экскурсий,заданий на сопоставление дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами начальной школы при организации работы с младшими школьниками по формированию экологической культуры.

Апробация исследования: исследование было апробировано через публикацию в СМИ.

База исследования - Общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ №16 г. Батайска.

Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из : введения, теоретической и практической части (2двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сущность и определение понятий «экология», «экологическая культура», «культура», «внеклассная работа»

Экологическое учение представляет собой отдельную науку, которая изучает законы природы. Учение зародилось в 1866 году Эрнстом Геккелем. Люди с давних времен интересовались природными закономерностями, хотели их изучить и обожествляли. Термин экология переводится с греческого как учение о доме. Экология изучает абсолютно все воздействия человека на живую среду, она затрагивает множество актуальных вопросов, интересующих человечество. Технический прогресс постоянно развивается, люди мало обращали внимание на окружающую среду, в связи с чем загрязнился воздух, вымирают многие виды животных и растений. Сейчас миллионы активистов стараются решать экологические проблемы, постепенно улучшая нынешнее положение дел.

Экология, также как и остальные учения рассказывает о многих разделах жизни планеты. Уместить все основные факторы, влияющие на среду, не получится в одном направлении. Получится либо запутаться окончательно, либо и вовсе сбиться с верного пути для решения возникших проблем.

Стоит помнить, что экология зародилась не более 200 лет назад, однако она получила высокую степень значимости наряду с физическими, математическими и химическими учениями. Многие научные сферы не просто затронуты экологией – она берет их в качестве своих основ.

В словаре Ожегова С. И. дается следующее определение : эколо гия - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей. [ ]

По определению из Википедии экология - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы).[ ]

В большой советской энциклопедии определение экология – это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ, экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто Э. определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет задачи обновления содержания, методов обучения и достижения нового качества результатов при изучении школьных предметов в развитии экологической культуры ученика начальной школы. В книге С. А. Степанова [21, 48] описывается, что обращение к проблеме развития экологической культуры подрастающего поколения фиксируется в России уже в конце XIX - начале XX века, когда широкое распространение получает уникальное философское направление - Русский Космизм (В. И. Вернадский, B.C. Соловьёв, К. Э. Циолковский, С. Н. Булгаков, H.A. Бердяев и др.). Учёные нового столетия, занимающиеся проблемой становления личности, утверждают, что одним из условий преодоления конфликта между природой, человеком и обществом является развитие «экологической культуры» (З. А. Клепинин, И. Д. Зверев, С. Д. Дерябо, А. М. Макарский, JI.B. Симонова, И. Т. Суравегина) В словаре экологических терминов даётся такое определение «экологическая культура» - способ социоприродного существования человека, выражающий единство человека и природы, развёртывающееся в освоении человеком предметов и процессов природы, ставшими средствами жизни для человека, которое осознаётся им в историческом и индивидуальном развитии». [22,80]

В историческом развитии человека в системе общество-природа можно выделить три этапа экологической культуры. Первый этап, мифологический, как этап целостной культуры, особенностью которого является синкретический тип мышления, неспособный выделить человека из природного мира. Человек был неразрывно связан с природой, являясь её частью. Образы человека-животного нашли отражение в мифологии. Особенностью экологической культуры этого периода : является речевое единство человека с природой, связанное с развитием первобытного искусства.

На втором этапе экологической культуры происходит её дифференциация на отдельные отрасли. К этому времени относится возникновение и развитие антропоцентрического мышления, которое характеризуется не только способностью выделить человека из природного мира, но и возглавившего сложную природную иерархию.

Третий этап экологической культуры характеризуется вновь как целостный. На этом этапе человек осознанно стремится к гармоничному единству с природой, формирует экологическое сознание и мышление. Целью экологической культуры на этом этапе является формирование экологической личности, а инструментом формирования становится экологическая этика.

В учебном пособии Л. И. Егоренкова говорится, что одними из первых компонентов экологической культуры выделили А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина [14, с. 58].

Экологическая культура касается всех сфер материальной и духовной жизни общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования.

И. Д. Зверев полагал, что «экологическая культура - это наличие у человека определённых знаний, убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе» [15, с. 3].

З. А. Клепинин считает, что «экологическая культура – это сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы» [9, с. 94]. Стратегия экологического образования должна включать формирование экологической культуры, предполагающей личную ответственность человека в отношении окружающей природной среды, его собственную деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации.

Большой вклад в развитие экологической культуры российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью образования будущего поколения. Однако и сегодня в этой области воспитания остаётся множество неразрешё нных вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребёнок должен узнать раньше, о чём позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т. п.

З. В. Молодцова полагала, что «экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как часть окружающего природного мира» [18, с. 41].

В последние годы возрос интерес учёных и педагогов к исследованию проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся её неотъемлемой частью.

,

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выпускная квалификационная работа «Педагогические условия формирования основ экологической культуры у младших школьников»
Опубликовано: 8 июня 2021 в 19:11
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выпускная квалификационная работа «Педагогические условия формирования основ экологической культуры у младших школьников»» (включая файлы) размещена пользователем Трубникова Тамара в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД