Ирина Рязанова
Выявление одаренных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление одаренных дошкольников.
Интерес к теме «Выявление одаренных детей» в настоящее время очень высок. Это объясняется потребностью общества в неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи, личностях. Только такие личности могут создать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Публикация «Выявление одаренных дошкольников» размещена в разделах
В связи с запросом общества работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. Выявление одаренных, способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. Причем, выявление на ранних этапах развития, т. е. в дошкольном возрасте. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему.
Почему дошкольный возраст?
Потому, что детский возраст — период становления способностей и личности.
В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Это период интенсивного формирования психики.
Раннее детство и дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования базовых потребностей: познавательной и потребности общения, а также для развития проявлений одаренности.
Важно не упустить этот период и создать оптимальные условия и соответствующую развивающую среду. Образовательная среда, условия будут определять особенности формирования одаренности.
Как выявить одаренного ребенка?
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
В чем сложности выявления и диагностики одаренного дошкольника?
Сложности методологического плана:
недостаточно инструментария для выявления и измерения одаренности дошкольников;
несовершенство психолого-педагогических методов изучения одаренности дошкольников;
В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в ближайшем будущем, поскольку одаренность человека - это многофакторный феномен.
Поэтому выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Такая программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики.
Использование того или иного метода диагностики зависит и от конкретных целей диагностики, и от представлений о том, из чего складывается одаренность и чем она характеризуется.
Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, что следует понимать под "одаренностью".
Поэтому, прежде чем говорить о том как выявить одаренного ребенка, нужно определиться, какого ребенка мы будем считать одаренным.
«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Исследователи, занимающиеся проблемой одаренности, выделяют следующие признаки одаренности старших дошкольников.
Признаки одаренности :
• Очень любопытны, любознательны
• Активно исследуют окружающий мир
• В раннем возрасте могут прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а так же строить альтернативные модели происходящих событий
• Рано начинают классифицировать поступающую информацию и собственный опыт
• Память базируется на абстрактном мышлении и ранней речи
• Словарный запас большой. Придумывают новые слова и понятия
• Способны длительное время концентрировать свое внимание на каком –то деле
• Воспринимают долгосрочные задания
• Пытаются решать проблемы не по возрасту
• Понимают юмор
• Часто задают вопросы о значении и функциях предметов
Диагностика
Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности
На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты).
Наиболее оптимальной моделью диагностики одаренности старших дошкольников представляется модель А. И. Савенкова, где осуществляется многоуровневый отбор одаренных детей в несколько этапов.
Используются принципы:
долговременности (в течение 1 года)
участие нескольких специалистов и родителей
творческих развивающих занятий (тренингов)
Этапы проведения диагностики:
1 – этап предварительного поиска ( по 4 источникам: воспитатели, специалисты, родители, психолог). Определяют склонности ребенка. Наблюдение плюс использование анкет и опросников (Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А. А. Лосевой; Опросник креативности Дж. Рензулли в адаптации Е. Е. Туник; Методика оценки общей одаренности, разработанная А. И. Савенковым. Методика адресована родителям).
Дополнительно психологи проводят анализ конвергентного мышления по тестам Векслера («Эталоны», «Систематизация», тестам Равена.
Анализ дивергентного мышления проводят, используя различные модификации «Краткого теста Торренса» …фигурный тест П. Торренса в адаптации Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо, Н. Б. Шумаковой (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры». Также достаточно часто применяется фигурный тест П. Торренса в адаптации Е. Е. Туник с рекомендацией использования также для детей от 5 лет. Методика «Дорисовывание фигур». Разработана О. М. Дьяченко, представляет собой вариант методики Е. П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Тест «Круги» (Изучение творческого воображения). Батарея креативных тестов Вильямса.) и методики Гилфорда.
Психолог определяет доминирующую мотивацию (методика Гинсбурга). Для изучения познавательной активности детей
можно использовать методику Юркевич В. С. «Древо Желаний»
Для Определения интенсивности познавательной потребности ребенка методику Юркевич В. С.
Для диагностики лингвистической одаренности предлагают тест языковых способностей Х. Зиверта. (батарею тестов Дж. Гилфорда в адаптации Е. Е. Туник [17] (субтесты «Использование предметов», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация», Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме)
2 – этап оценочно – коррекционный или этап уточнения. На этом этапе проводятся занятия тренингового типа «Уроки фантазии». Проводится диагностика уровня сформированности продуктивного мышления и мотивационных характеристик.
3 – этап самостоятельной оценки. Занимающимся детям предлагается добровольно посещать занятия. (Обычно изъявляют желание продолжить занятия около 20%)