Ольга Шехтер (Молящева)
Подборка рисуночных техник арт-терапии (в копилку педагога)
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе с "особенными детьми"совместно с педагогом-психологом использую интересные рисуночные техники, которые нравятся детям, вдохновляют их на творчество.
«Коллективная картина»
Цель: научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору
партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа.
Описание игры: договориться с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины.
Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?»
Публикация «Подборка рисуночных техник арт-терапии (в копилку педагога)» размещена в разделах
Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину. После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материала, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах.
«Краски»
Цель: развивать пространственное и творческое воображение, развитие коммуникативных навыков, быстроты и находчивости.
Материал: парные карточки на которых изображены разноцветные тюбики или баночки с краской.
Количество участников: 8, 12.
Ход игры: дети выбирают одну из набора карточку, на которой изображена баночка с краской (например, "красная краска", "жёлтая краска", "синяя" и "зелёная").
Далее игра развивается так: ведущий быстро называет какой-либо из цветов, после чего те из участников, кто выбрал названный цвет, должны быстро поменяться местами. Если ведущий говорит "Радуга", то местами меняются все. Задача ведущего игры также состоит в том, чтобы успеть занять освободившееся место. Тогда ведущим становится тот, кто не успел.
«Молчаливая картина»
Цель: развивать пространственное и творческое воображение, фантазию, способствовать снятию эмоционального напряжения с помощью изобразительных средств, развитие коммуникативных способностей,
Материал: Каждой группе выдается по листу ватмана. Всем участникам выдаются кисточки и краски (можно цветные карандаши, фломастеры, маркеры)
Ход игры: участники игры делятся на несколько групп по 2-5 человек (желательно, чтобы количество участников в группах было равным). Участники должны (ни в коем случае не договариваясь заранее) молча (можно предложить, чтобы они одной рукой закрывали рот) в течение определенного времени (5-10 минут) нарисовать что-либо.
Условие: картина должна быть общей, целостной. Можно заранее оговорить тематику групповых картин ("Лето", "Космос", " Ночь", "Семья" и др.). Желательно, чтобы процесс "молчаливого рисования" сопровождался какой-либо музыкой, подходящей к ситуации.
По окончании работы группы должны придумать названия к своим картинам. Для рефлексии необходимо, чтобы все участники (внутри групп или все, если их немного) рассказали о своих ощущениях и впечатлениях, которые у них были вызваны данной игрой.
«Белая сказка»
Цель: развивать творческое воображение, фантазию. Развитие коммуникативных способностей.
Ход игры: дети выбирают предложенные педагогом карточки. На карточках изображены разные предметы, существа и явления белого цвета (снежинка, сугроб, заяц, белый медведь, яйцо, лебедь, ромашка, эскимо, облако и т. д.) Карточки можно сложить в белую коробку или шкатулку.
Участники игры встают в круг, они должны сочинить «Белую сказку».
Каждый из детей говорит по предложению от лица того, кто ему достался на карточке. Предложения должны быть логически связаны между собой.
Последний ребёнок в круге должен рассказать получившуюся в результате этой работы сказку. Затем дети делятся по желанию на группы и рисуют белую сказку.
(вариант – рисуют все вместе одну общую картину)
«Волшебные перчатки»
Цель: развивать пространственное и творческое воображение, фантазию, способствовать снятию эмоционального напряжения с помощью средств живописи: цвета, линий, ритма, колорита.
Три этапа или художественных шага:
1. Посмотрите на узорный рисунок и постарайтесь повторить его. Внимательно приглядитесь, на что похожи некоторые линии.
2. Дополните предложенный педагогом рисунок элементами из первого этапа по своему усмотрению. У нас уже получаются какие-то загадочные узоры! Как интересно!
3. Придумайте свои варианты линий.
«Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились. Вы настоящие волшебники! Но какой, же волшебник без перчаток?
Даже фокусники, иллюзионисты в цирке, хоть они и не настоящие волшебники, просто очень ловко совершают разные трюки, выступают в перчатках. Так они выглядят более загадочно и торжественно. Давайте нарисуем перчатки для настоящего волшебника.
Положите свою руку на лист бумаги, обведите её. А затем то, что получите, разрисуйте по своему желанию.
Можно использовать знакомые вам волшебные линии, только изменив их порядок и направление».
Игра «Тень»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей, внутренней свободы
и раскованности.
Описание игры: Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети по желанию выбирают себе пару. Один из пары – «путник», другой – «тень». Тень» старается точно скопировать движения «путника».
«От чего зависит настроение?»
Из «волшебного мешочка или сундучка» дети выбирают любые геометрические фигуры. На
обратной стороне фигур написаны слова.
Если слово вежливое, ребёнок встаёт одну команду; слово простое – в другую команду. Затем педагог просит каждую команду закончить предложение и найти к нему картинку-символ (картинки изображают настроение)
Я радуюсь, когда….
Я грущу, когда….
Я обижаюсь, когда….
Я злюсь, когда….
Я пугаюсь, когда….
Я улыбаюсь…
Затем детям предлагаются силуэты лиц детей: мальчиков и девочек. Нарисуйте себя такими, какими вы себя представляете, совершив добрые, хорошие поступки.
«Художник»
Цель: развитие коммуникативных способностей, наблюдательности, памяти.
Описание игры: из группы детей выбираются два ребёнка. Остальные – зрители. Один из выбранных – «художник», другой «заказчик» своего портрета. «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика»(1-2 минуты, затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Примечание: если «художник» медлит, то лучше задать ему наводящие вопросы. Запрещается высказывание обидных замечаний по поводу каких-либо физических недостатков детей. Педагог помогает ребёнку фиксировать внимание на внешних достоинствах детей.
«Кляксы»
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие творческого воображения.
Описание: Детям предлагается выбрать краски нескольких цветов, нанести цветовые пятна
в центр листа и прижать другим листом бумаги. Получившийся отпечаток рассмотреть
и придумать на что или на кого похожа клякса. Дорисовать мелкие детали тонкой кистью.