Татьяна Бизюкина
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Одарённость – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей. Полное раскрытие способностей одарённого ребёнка – задача важная не только для него самого, его родителей и близких, но и для общества в целом, поскольку именно талантливые дети обеспечивают потенциал страны, её успешное экономическое и социальное развитие. И чтобы ни было причиной к тому – наследственность или среда, в которой он растёт, важно поддерживать и развивать его способности. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия, составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости и разработке программ развития и коррекции поведения одарённых детей. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Публикация «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать.
На наш взгляд, наиболее плодотворный путь построения образовательного процесса должен основываться на том положении, что условием развития умственных способностей ребёнка является способ получения им знаний и навыков, поскольку путь к познанию лежит не через отдельные явления и результатом деятельности должно быть понимание, а не навыки. Важность овладения приёмами систематизации знаний на основе логического мышления давно осознаётся психологами и педагогами. Особенно важны эти умения для развития детей с признаками интеллектуальной одарённости. У детей с признаками одарё нности отмечаются проблемы в коммуникативной сфере: трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми. Например, поддерживать хорошие межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения с ними. Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста. Недостаточный уровень социального развития интеллектуально одарённых детей затрудняет их личностное развитие. Приводит к появлению нежелательных моделей поведения. Некоторые дети проявляют агрессивность или замкнутость как средство адаптации в обществе. Поэтому формирование у одарённых детей представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений является первостепенным. Новизна предлагаемой программы заключается в сочетании развития интеллектуальной и эмоциональной сфер с помощью игровой терапии. Предложенная программа имеет психологическую базу, т. к. «обучение» рассматривается только в контексте развития. Игры, используемые в процессе игровых занятий можно называть психолого-дидактическими. Познавательная задача ставится перед детьми не прямо, а опосредованно, через игровую. Эмоционально окрашенная двигательная активность составляет 40-50% времени игрового занятия, которая благоприятствует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков. Серии игровых заданий построены так, чтобы в первую очередь обеспечить ребёнку возможность формулирования различных точек зрения с целью выработки у него собственной позиции. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.
Современная система образования испытывает особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённого ребёнка. Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов реализации права личности на индивидуальность.
В нашем образовательном учреждении ведётся определённая работа по обновлению содержании образования, форм методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований; решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта воспитанников. Организуется экспериментальная, научно-исследовательская деятельность воспитанников и педагогов; воспитанники принимают участие и имеют определённые успехи в муниципальных, районных, региональных, всероссийских конкурсах. Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, в деятельности детского сада по выявлению, подготовке и развитию интеллектуально одарённых детей имеются проблемы : отсутствует система психолого-педагогической диагностики одарённых детей, адресной поддержки воспитанников и педагогов для развития способности и таланта; адаптации в социуме одарённых детей. Организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия в системе образования: традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми. Условия массового воспитания значительно затрудняют работу со способными детьми. Наличие в группе детей с разным интеллектуальным уровнем требует от воспитателя проявления профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых воспитанников. Реализовать эту задачу можно в кружковой деятельности, которая даёт возможность дошкольникам удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. В МБДОУ «Детский сад «Паровозик в рамках обеспечения психолого-педагогического сопровождения одарённых и способных детей работает развивающий кружок «Хочу всё знать» для детей 6-7лет. Для него нами разработана программа.
Для того, чтобы отследить динамику развития одарённости каждого ребёнка используется методика оценки общей одарённости А. И. Савенкова. В ней путём экспертных оценок выявляется уровень сформированности у детей характеристик интеллектуальной одарённости в начале и конце учебного года. Воспитатель в конце учебного года заполняет анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей, посещающих кружок, признаков одарённости : выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозор.
Планируя образовательную деятельность с детьми в рамках кружковой работы мы определили какие умения и способности необходимо развивать, чтобы помочь одарённому ребёнку.
Познавательная сфера:
кругозор;
умение переносить усвоенное на новый материал;
умение устанавливать причинно-следственные связи, обнаруживать зависимости;
умение интегрировать и синтезировать информацию;
чувствительность к противоречиям;
умение использовать альтернативные пути поиска информации, строить гипотезы, делать выводы, рассуждать;
любознательность;
словарный запас;
критичность мышления.
Творческая сфера:
способность разумно рискнуть;
дивергентное мышление, быстроту мышления;
способность выдвигать оригинальные идеи;
склонность к изобретательству;
воображение, интуицию.
Личностная сфера:
уважение к другим;
терпимость к особенностям людей;
терпимое отношение к критике;
настойчивость в выполнении заданий;
чувство юмора;
веру в себя;
внутреннюю мотивацию.
Каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интеллектуальной деятельности. Занятия в кружке позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами. Участие в работе кружка позволяет развить интеллектуальные, творческие способности каждого ребёнка. А также скорректировать имеющиеся отклонения в развитии. Содержание и методика работы в кружке оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование у детей коммуникативных навыков, социальной ответственности, коллективизма.
Все занятия развивающего кружка составлены с учётом особенностей восприятия знаний детьми дошкольного возраста. Такие занятия предполагают занимательные задания, игры, игровые упражнения, которые способствуют развитию у детей любознательности, активности, самостоятельности, умения рассуждать и отстаивать своё мнение.
В работе кружка применяются содержание и методики, формирующие логическое мышление у дошкольников по утверждённой общеобразовательной программе детского сада и предполагает изучение следующих разделов: «ознакомление с окружающим», «конструирование», «ориентация на плоскости и в пространстве», «количественные представления», «элементы анализа и логики», а также используются методики интеллектуального тренинга, которые способствуют комплексному развитию мышления, в том числе и логического.
Чтобы игры были интересны и доступны детям с разными уровнями развития и задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка, выводили его на новый, понятийный уровень, в основу игровых занятий легли следующие организационные требования:
дифференцированный подход в плане представления игрового материала – каждый из уровней имеет свою степень сложности;
наличие элемента самопроверки;
комплексность и вариативность игровых заданий;
активизация различных органов чувств, тактильных ощущений.
Задачи:
Образовательные:
-способствовать формированию адекватного отношения к окружающей действительности в ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия со сверстниками;
Развивающие :
-способствовать гармоничному эмоциональному и коммуникативному развитию детей, уважения к себе умения взаимодействовать с другими и развитию толерантного отношения к людям;
-помочь осознать и преодолеть психологические барьеры, которые мешают быстро находить решение в сложных ситуациях;
-формировать открытость к освоению новых знаний через эксперименты;
-развивать способность креативно мыслить при решении нестандартных задач;
-развивать интерес к интеллектуальной деятельности, логическому мышлению, способности к анализу, обобщению, выявлению в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей;
-развивать навыки командного взаимодействия в массовых соревновательных играх;
Воспитывающие:
-способствовать установлению положительных эмоциональных связей в парах «педагог-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», формировать культуру общения, культуру интеллектуального труда – дисциплинированности, самостоятельности, благоприятного эмоционального фона в ситуации успеха.
Вспомогательные задачи:
стимулирование развития сенсорных систем ребёнка, дифференцированного восприятия, способности активного управления психическими функциями
способность формулировать различные точки зрения в отношении качественных, пространственных и количественных сторон предмета, развитие наблюдательности
обеспечение готовности дошкольников к активным операциям для решения мыслительных задач (анализ, синтез, абстрагирование, элементарное обобщение);
формирование у детей способности к обмену информацией о важнейших свойствах предмета.
Задачи для педагогов:
1. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей, готовности педагогов к работе в инновационном режиме;
2. Содействие повышению профессионального мастерства педагогов, обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных детей, через методическую работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО);
3. развитие своей социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала;
4. обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:
1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности:
Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения.
Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации
Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющие появление, на первый взгляд неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в уникальности ее продукта.
3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.
4. Особый вид обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т. д., либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д., сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонности ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно как порождающие ее.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка не обязательно должно соответствовать всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Поэтому наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
Условия набора учащихся.
В кружок принимаются дети старшего дошкольного возраста на добровольной основе, имеющие признаки интеллектуальной одарённости (по результатам диагностики).
Количество воспитанников: 6-8 чел.
Работа развивающего кружка проходит в период с октября по май в соответствии с тематическим планированием.
Помимо групповых развивающих комплексов используются и другие формы работы с одаренными детьми, это:
Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры.
Работа по индивидуальным планам.
Исследовательская деятельность.
Творческие мастерские.
Кружки по интересам.
Формы и режим занятий Периодичность встреч – 1 раз в 2 недели во второй половине дня. Продолжительность – не более 30 минут. Формы организации деятельности детей на игровых занятиях : групповая; индивидуальная.
Структура и содержание занятий
Во время занятий все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Детям предлагается сидеть на мягком диванчике или на ковре в кругу, т. к. форма круга создаёт ощущение целостности и облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В начале и конце занятия с помощью игры-ритуала у детей создаётся определённый настрой.
Начинается занятие с приветствия-разминки, способствующей повышению познавательной и социальной активности детей, установлению эмоционально-позитивного контакта педагога с группой и формированию у детей направленности на своих сверстников. Разминка помогает детям настроиться на работу, повышает уровень их активности и способствует формированию групповой сплочённости.
Основная часть – специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия: направлена на формирование и/или на повышение познавательных способностей, произвольного поведения, социальной компетентности детей.
развивающие игры-драматизации;
игры на развитие навыков общения;
психогимнастические упражнения;
беседы;
мини-конкурсы;
рисование с обсуждением;
рефлексивный анализ деятельности
В конце основного этапа детям предлагается решить представленную педагогом ситуацию, связанную с проявлением изучаемой на занятии темы, предложив дальнейшие варианты развития событий. В этой части тренингового занятия используется метод мозгового штурма.
Дети делятся на 2 группы: «изобретатели» и «судьи». Первые высказывают свои решения, а вторые их слушают, затем оценивают каждое решение и выбирают несколько лучших, а также предлагают собственные. За каждое из них «изобретателям» выдаются фишки.
В конце каждой игры детям предлагается поздравлять друг друга с победой и благодарить.
На занятиях используются следующие коррекционно-развивающие методы :
игротерапия (познавательные, подвижные, ролевые игры)
сказкотерапия (идентификация ребёнка с героем сказки, который испытывает какие-то трудности и впоследствии успешно преодолевает их);
арт-терапия (работа с красками, тестом, благодаря которым отражаются все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия);
квесты;
использование моделей, ситуаций, поддерживающих интеллектуальную активность детей (ситуация «оптимистического старта» - «Как вы думаете. Мне интересны ваши соображения»; проблемная ситуация «где нет проблемы, там нет и мышления»; ситуация выбора развивает способность отстаивать свою точку зрения, собственный взгляд на то или иное явление; ситуация успеха – учит ребё нка мыслить категориями успеха: подходу к любой задаче и проблеме с позиции: «Посмотрим, будем делать, хоть не сразу, но должно получиться»; ситуация интеллектуального напряжения – в любом деле успех не даётся без напряжённого и систематического труда. Ситуация успеха должна включать элементы интеллектуального напряжения, а ситуация интеллектуального напряжения – элементы успеха.
тренинговые занятия. Тренинг (по определению Сидоренко) – это форма активного обучения, направленного на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.
На занятиях изучается определённая базовая эмоция – интерес, радость, отвращение, страх, печаль, гнев, удивление. А также социальные ситуации, связанные с этой эмоцией.
Содержание знаний определяет опыт решения проблем, связанных с социальными ситуациями, в которых необходимо оценить проявленные эмоции с позиции социально одобряемого или неодобряемого поведения и определить дальнейшие варианты их развития.
В ходе основного этапа детям предлагается просмотр кадров из мультипликационных фильмов, где представлены две социальные ситуации. Наличие элементов сказочности мультфильмов, наличие воображаемых ситуаций отвечают особенностям развития одарённых детей. Мультипликационные фильмы используются для повышения мотивации к обучению. После этого осуществляется их игровое проигрывание. Его предваряет беседа, во время которой дети делают вывод о правильности поступков, связанных с определёнными эмоциями.
Использование в тренинговых занятиях беседы, просмотра кадров из мультфильмов, представляющих социальные ситуации, позволяет сформировать у детей социальные знания об эмоциональных состояниях. С помощью дискуссии дети оценивают проявленные базовые эмоции с разных позиций.
Некоторые игровые занятия, построенные в форме творческой лаборатории.
Это структура, позволяющая найти единомышленников, дающая возможность для обсуждения и решения многих практических вопросов.
В ходе реализации поставленных задач создаются условия для обогащения знаний детей и полноценного общения, дают стимул к развитию, обеспечивают успешное развитие и социализацию ребёнка, развитию у детей инициативности, активности и самостоятельности.
В середине каждого занятия проводится физкультминутка. Используемые при этом стихотворения дополнительно способствуют тренировке памяти и развитию речи детей.
Заключительный этап – подведение итогов с помощью вопросов и заданий. Упражнения на коммуникативное развитие позитивно влияют на эмоциональное состояние и уровень мотивации детей
Ритуал прощания создаёт атмосферу группового доверия, сплочённости, выхода из состояния сказки, занятия.