Наталия Терентьева (Евдокимова)
Организация работы по программе по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края «Родные просторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Второй этап- организация работы по программе
Формы работы
1. Групповые занятия
Программа реализуется через кружковую деятельность и занятия. Одна из форм проведения занятий по ознакомлению с окружающим и изобразительной деятельности является использование ИКТ. Это такие игры как «Чьи лапки», «Где лишнее дерево», «Подбери узор», «Чей лист», «Что растет у нас в лесу», Ввели в традицию применение почтового ящика «Забытая почта» целью, которой является - познакомить детей с традициями и культурой народов Севера, с достопримечательностями посёлка, главными улицами, предприятиями и интересными людьми. Проводится с целью придания интереса к предстоящей экскурсии.
Публикация «Организация работы по программе по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края „Родные просторы“» размещена в разделах
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Занятия проводится два раза в неделю.
Возраст Количество детей в группе Время занятий
4-5 18 15 минут
5-6 19 20 минут
6-7 19 20 – 25 минут
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога
.
Принципы проведения занятий:
• системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
• цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого к сложному);
• проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие патриотических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Часть 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – просмотр видеофильмов, слайд - фильмов, чтение сказки, игры по темам, например, игра «Я птица» (бросая мяч, друг другу, называем себя - птицей, рассказываем о себе – птице – характере, повадках, окрасе, месте обитания и т. п., слушание и пение песенки (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине», о насекомых, слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов.
Часть. 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
- элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л. Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);
- игры на развитие мышления, воображения, памяти – игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (виды орнаментов, название национальной одежды, умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Одень куклу», «Найди пару» и др.).
- рисование, аппликация, коллаж – на практических занятиях применяют нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.
Часть 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка, включающая элементы подвижных игр народов севера.
2. Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, разгадывают загадки, рисуют северные орнаменты.
3. Работа с родителями
- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях;
- просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации;
- анкетирование
Перспективный план работы с родителями
Формы работы Содержание работы Сроки проведения
Планирование работы с родителями
1. Банк данных по семьям воспитанников Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников:
• "Социальная анкета семьи";
• анкета для родителей "Мой ребенок и его индивидуальные особенности";
• тест "Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?";
• анкета "Семья глазами детей";
• изучение рисунков детей "Моя семья". сентябрь-октябрь
2. Анкетирование
и опросы Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:
• анкета для родителей, определяющая их отношение к краеведческому воспитанию детей;
• опрос "Ваши пожелания и ожидания".
сентябрь
1 раз в квартал
3. Родительские собрания Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей :
• "Гражданин воспитывается с детства";
• "Ознакомление детей с историей родного края".
ноябрь
апрель
4. Заседания "Круглого стола" • "Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины";
• "Из чего складывается трудолюбие?" декабрь
февраль
5. Дни открытых дверей Участие родителей в групповых занятиях 1 раз в квартал
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы 1. Занятия с участием родителей:
o "Что есть дома интересное, о чем можно рассказать";
o "Семейные реликвии".
2. Семейные проекты:
o "Я и моя семья";
o "Мой дом. Моя улица";
o "Широка страна моя родная";
o "Наши родные защитники";
o "Наши мамы и бабушки";
o "Война в истории моей семьи".
3. Встречи с интересными людьми:
o пожарником;
o милиционером;
o шофером;
o ветеранами войны.
4. Участие в организации выставок :
o "Природа и фантазия";
o "Прошлое и настоящее предметов быта";
o "Новогодняя композиция".
5. Экскурсии по городу, в лес, в парк к памятнику Г. Е. Собянина.
6. Выставки работ, выполненных детьми и родителями:
o "Моя улица";
o "Космический коллаж";
o «Герб моей семьи»
o Выставка пасхальных яиц
o "Мир строит, а война разрушает".
7. Оформление "Летописи группы".
октябрь
апрель
сентябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
декабрь
март
февраль
май
октябрь
ноябрь
декабрь
в теч. года, май
ноябрь
апрель
май
в теч. года,
май
2. Праздники, развлечения • "День знаний";
• Семейный праздник "Давайте познакомимся";
• "Праздник урожая";
• "Именины";
• "Новогодний утренник";
• "Семейная программа «Теплый дом»";
• "День защитника Отечества";
• "Праздник 8 Марта";
• "Снежный марафон добра";
• Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";
• "День смеха";
• "Праздник Победы";
• "Здравствуй, лето". сентябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
март
апрель
апрель
май
июнь
Педагогическое просвещение родителей
1. Наглядная педагогическая информация 1. Тематические выставки:
o "Воспитание у детей любви к природе";
o "Мой дом. Мой город";
o "Прогулки с детьми по городу";
o "Как знакомим детей с окружающим миром".
2. Памятки для родителей:
o "10 заповедей родителям";
o "Известные люди о воспитании любви к Родине";
o "Прежде воспитывать ребенка".
3. Выставки детских работ;
4. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему краеведческого воспитания детей. в теч. года
2. Консультирование • "Азбука безопасности";
• "Любить и изучать свой край первостепенная задача педагога и родителей";
• "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне";
• "О летнем отдыхе". октябрь
ноябрь
март
апрель
май
Традиции группы
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Для родителей
Методические приёмы
o Познавательные беседы; - проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом
o Словесные, настольно - печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности);
o Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия;
o Рисование, аппликация – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, закрепления знаний полученных на познавательных занятиях;
o Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления и обобщения знаний о родном крае;
o Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения;
o Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
o Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам;
o Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей с сказкой, снятия напряжения.
Содержание программы
Структура построения разделов связана с тематическим планированием
Темы занятий
Раздел Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
«Поселок, в котором я живу» «Мой дом - моя улица» «Наш посёлок» «Посёлки района»
«Осенняя пора» «Дух и природа» «Грибы ищут – по лесу рыщут» «Осень в лесу»
«Транспорт водный и земной» «Транспорт на улицах посёлка» «Транспорт, обслуживающий население посёлка» «Транспорт народов севера»
«Край родной на век любимый» «Посёлок в зарисовках» «Ознакомление с картой посёлка» «Ознакомление с картой района»
«О профессиях» «Труженики посёлка» «Виды профессий» «Первооткрыватели Югры»
«Стоп машины, тише ход – на дороге пешеход» «Знакомство с правилами движения в посёлке» «Встреча с инспектором ГИБДД» «Экскурсия в отделение ГИБДД»
«Славна богатырями земля Югорская» «Богатыри из сказок народов севера» «Встреча с ветеранами боевых конфликтов»
Экскурсия к памятнику Г. Е. Собянину (герой ВОВ)
Поселки Березовского района Поселок, в котором я живу Национальные поселки Березовского района
Символика района, округа Герб района Герб района и округа Герб, флаг, гимн округа
Поселки и их названия Игрим в названиях улиц Многонациональные поселки и деревни Березовского района
Главный поселок района Березово в картинках История Березово с древности до наших дней Культурные места в Березово
Географическое расположение нашего края Карта п. Игрим Карта района Карта округа
Достопримечательности Березовского района Экскурсия по поселку Чем славен Берёзов - Град Исторические места Березовского района
Животные нашего края Животные тайги Животные тундры Исчезающие животные Югры
Птицы нашего края Птицы леса Птицы тундры Исчезающие птицы Югры
Живое серебро Югры Обитатели рек Охраняемые виды рыб Рыбный промысел края
Флора нашего края Растения нашего поселка Растения тайги Растения, занесенные в Красную книгу. Профессия лесничий.
Явления природы Сезонные изменения Северное сияние Экскурсия на метеостанцию
Ткет ткач ткань на платье Национальные орнаменты Одежда народов севера Экскурсия в музей школы № 2
Дом, дом, открой свою тайну Быт народов севера Чум – жилище народов Севера Лесное стойбище
Что за обед, коли каши нет Утварь народов Севера Национальная кухня Дары леса
Каков мех такова и шуба Виды меха Национальная обувь Зверофермы
Нефть и газ А у нас, в квартире газ Для чего добывают нефть и газ? Профессии нефтяник и газовик
Сокровища Полярного Урала Полезные ископаемые района Экскурсия в музей школы №2 Драгоценные камни
Экологические проблемы нашего края Экология нашего района Связь добычи нефти и газа с охраной окружающей среды
Литература и искусство
Народов Севера Сказки народов Севера Народно-декоративный
промысел Культура Югры