Светлана Поздеева
Дизайнерская деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вступительное слово к презентации «Дизайнерская деятельность в ДОУ»
1 слайд
2 слайд
ДИЗАЙН - ЭТО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ, ОБЛАДАЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ И ЭСТЕТИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ.
Ни одно изделие не создается как отвлеченная конструкция, любая вещь неразрывно соединяет в себе две стороны:
удобство (функцию) и внешнюю выразительность.
Функциональность выражается через конструкцию, выразительность – через художественную форму, и они неразделимы
3слайд -дтский дизайн ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН
Публикация «Дизайнерская деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
– новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона;
– общественно полезное художественно – декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения.
В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Говоря о ребенке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка-художника. На самом деле дизайн-это необычный взгляд на обычные вещи. Значит, главное для дизайнера — нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.
4 слайд Актуальность опыта
Актуальность введения детского дизайна :
необходимость воспитывать творчески активную личность;
отказ от шаблонного восприятия действительности;
возросшие культурные потребности людей в современном мире.
Творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Одним из важных условий развития творчества является организация интересной, содержательной жизни ребёнка в учреждении дошкольного образования, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуально опыта, который послужит основой возникновения замыслов. Я уверена, что чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.
Актуальность проблемы определяю тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Такой деятельностью, на мой взгляд, и является детский дизайн.
Для развития художественного творчества детям необходимо приобрести определенные представления, овладеть навыками и умениями, освоить способы творческой деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. Именно поэтому существенную роль в своей работе я отвела организации с детьми старшего дошкольного возраста дизайнерской деятельности.
5слайд Цель работы: развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами дизайн – деятельности
Задачи:
• Развить у детей интерес к дизайн - искусству и процессу создания художественных композиций, повысить творческую активность, инициативность и художественную самостоятельность;
• Расширить диапазон представлений, умений, способов творческой дизайн - деятельности;
• Развивать творческое воображение детей в процессе занятий детским дизайном;
• Создать соответствующие условия для творческого становления детей в различных видах художественной деятельности.
6 слайд Продолжительность работы по данному виду деятельности
составила 2 года с 2016 по 2018. Работа велась поэтапно:
Подготовительный этап
- Изучение учебной программы дошкольного образования; образовательных стандартов дошкольного образования; методической литературы по данному вопросу;
- Создание условий в группе для организации работы по дизайн - деятельности.
Основной этап
- Разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста по дизайн - деятельности;
- Последовательное знакомство детей с разными направлениями дизайнерской деятельности;
- Поэтапное освоение детьми практических умений, способов творческой дизайн – деятельности.
Заключительный этап
- Анализ результатов работы;
- Определение перспективы дальнейшего совершенствования опыта в своей профессиональной практике.
7 слайд Дизайн-деятельность – это особый вид художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
8 слайд - Элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных поделках он планирует определенный результат, но результат невозможен без развития художественно-эстетических способностей детей, знаний окружающего мира, детского экспериментирования. Поэтому в своей работе я всячески старалась расширять и обогащать знания детей об окружающем. Чтобы эффективнее приобщать детей к дизайну, организовывались разнообразные экскурсии, посещение музея, выставок и др. Это самые первые и потому самые яркие, запоминающиеся на всю жизнь уроки эстетики для ребёнка. А в дизайн-творчестве важен запас эмоциональных впечатлений ребёнка, его художественная память.
На прогулках, экскурсиях мы любуемся пейзажами, явлениями природы, собираем вместе природный материал (листья, цветы, шишки, каштаны и т. д.).
9 СЛАЙД Для формирования представлений об архитектуре, обогащения впечатлений и знаний проводились экскурсии по родному поселку.
знакомились с разнообразием фасадов и украшений (окон, крылец, фронтонов, крыш, с фактурой строительных материалов (камень, кирпич, дерево, черепица, железо, стекло и т. п., обращаю внимание детей на своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров, на внешний облик людей, их гардероб.
10 слайд
Большое внимание уделялось работе по освоению детьми сенсорных эталонов (форма, цвет, величина, пропорции, так как считаю, что чем шире дети осваивают в дошкольном возрасте сенсорные эталоны, тем успешнее становится их экспериментирование в художественном творчестве, быстрее формируется стремление к самостоятельному творчеству, оценочное отношение к окружающему миру. С целью усвоения терминов и понятий организовывались игры художественного содержания «Юный дизайнер», «Укрась костюм», «Придумай интерьер», «Веселый цвет», «Архитекторы и строители», и т. д.
11 слайд
Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности. В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна : различные виды бумаги и картона, природный материал (семечки, косточки, солома и т. д., различный бросовый материал (упаковочный картон, пуговицы, бусины, проволока, ткань и другие материалы).
12 слайд Занятия детским дизайном с детьми дошкольного возраста ориентированы как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера).
Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста, знакомла их с разными направлениями дизайнерской деятельности :
со способами плоскостного и объё мно-пространственного оформления: моделирование, макетирование (фасоны и декор одежды, изготовление аксессуаров);
- созданием композиций к праздникам, развлечениям (панно, коллажи, фризы, архитектурных проектов (по дизайну своего посёлка, по сказкам);
- умением использовать современное оборудование (лекала, трафареты и т. п.) и разные материалы (естественные – камень, песок, листья, глина, ткань и др., и искусственные – различная упаковка, бижутерия, плёнка и др.).
13 слайд В процессе обучения детей знакомились с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и нетрадиционных техник: изонить, квиллинг, папье-маше, оригами, пэчворк, скрапбукинг, граттаж, декупаж, торцевание, тестопластика, конструирование и другими.
Знакомство детей с новыми техниками дизайнерской деятельности проводилось постепенно. Вначале демонстрировалась новая техника (с новым материалом, мотивируя ребенка на освоение нового способа. Далее предлагалось самостоятельное или совместное со мной экспериментирование с новым материалом, новым способом. В дальнейшем проводилось апробирование и использование новых способов дизайна ребенком в самостоятельной или совместной со сверстниками, а затем и в свободной деятельности.
14 слайдВ основу педагогического руководства процессом изобразительной деятельности ставила личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, использование методов и приёмов развивающего обучения, взаимосвязь обучения и творчества, интеграцию видов изобразительной деятельности с учётом специфики каждого вида. Чтобы каждое занятие увлекало, удивляло новизной и неожиданным решением, строила их с использованием игровых технологий. Использовала синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн-деятельности, поэзию и музыку. Показывала детям оригинальные образцы, слайды и репродукции.
Наблюдая за тем, как растёт интерес у детей к дизайнерской деятельности, планировались доступные проблемные ситуации с целью стимулирования творческого поиска. Например, предлагала ограниченный набор красок и для достижения хорошего результата ребёнок должен смешивать их для получения оттенков или предлагалось детям увеличить ассортимент продуктов в магазине, выясняя, что для этого будет необходимо (солёное тесто, бумажная масса и др.).Старалась всегда поддержать поисковую активность ребё нка: «а можно ещё и так…», «а как можно по-другому…», «а если сделать вот так…» и т. п.
Одним из существенных условий творческой активности детей считаю мотивацию задания. Ребёнок должен понимать, зачем, для чего или для кого он выполняет работу. Например, подарок для мамы, султанчики для занятий физкультурой, игрушки для театра и т. п.
Образовательный процесс построен таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. Я только рекомендую как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе
Я включаюсь в деятельность наравне с детьми, совместно анализируем, не мешаю детям обсуждать свои замыслы, обмениваться мнениями, задавать вопросы, помогать друг другу, т. е. не сдерживаю их активности и инициативы. Формирую у детей умение объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы.
Готовые работы в конце занятия анализируем. Предлагаю детям примерные вопросы: «Какая работа вам нравится больше всего? Почему?», «У кого птица самая веселая, сказочная, изящная?», «Какая работа вас удивила?», «Что бы вам хотелось добавить или исправить в работе?», «Что нового узнали сегодня на занятии?» и др. Коллективное обсуждение или самоанализ позволяет сравнивать работы, находить достоинства и недостатки, адекватно реагировать на замечания, находить пути исправления ошибок.
Опыт работы показывает, что вовлечение в творческую дизайн - деятельность помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А так же позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки.
15слайд. Результативность и эффективность
Подводя итоги работы, направленной на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами дизайн - деятельности, можно отметить позитивные результаты:
- созданы благоприятные условия для творческого становления детей в различных видах художественной деятельности;
- воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес дизайн - искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность;
- дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата;
- воспитанники приобрели ценный опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли; у них появилось положительное отношение к заданиям творческого характера.
- в сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию
16 слайд
Рисование карандашами и красками, аппликация и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребёнка к художественной деятельности. Естественно, не все станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это является основной задачей и содержанием дизайн – деятельности.
Организация дизайнерской деятельности в учреждении дошкольного образования делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
В дальнейшем я планирую продолжить работу с детьми в данном направлении и найти пути взаимодействия с воспитателями других учреждений дошкольного образования, работающих по дизайн- деятельности, с целью обмена опытом.