Татьяна Дружинина
Встреча в музыкальной гостиной П. И. Чайковский «Детский альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Встреча в музыкальной гостиной
П. И. Чайковский «Детский альбом»
(«Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки»)
МР - Здравствуйте, дети. Вот мы снова встречаемся в нашей музыкальной гостиной. А говорить будем о творчестве этого человека. Посмотрите, пожалуйста, на портрет, вы узнали его? (показ портрета)
-Давайте вспомним, кто это?
- Правильно, это Пётр Ильич Чайковский. Сегодня мы с вами будем продолжать, знакомиться с творчеством великого русского композитора, и слушать его музыку.
Публикация «Встреча в музыкальной гостиной П, И, Чайковский „Детский альбом“» размещена в разделах
- С какими его произведениями мы уже знакомы? А кто может вспомнить и дать характеристику этим произведениям (показ иллюстраций? («Болезнь куклы», «Новая кукла»)
-Итак, мы знаем, что Чайковский написал для детей «Детский альбом». Ведь он очень любил детей, и у него среди них было много маленьких друзей, особенно любил своего племянника Володю Давыдова по прозвищу Боб. Боб ещё не учился в школе, любил послушать разные истории.
МР: Послушайте, пожалуйста, пьесу, которую написал Чайковский для мальчиков, которые любили играть с игрушками, а с какими, вы узнаете, отгадав загадку.
Они в коробочке лежат,
Но если их достать,
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи, словно братики!
Кто скажет, как мы их зовем?
Дети: Деревянные солдатики!
-Правильно, во времена, когда жил Чайковский, мальчики играли в деревянные игрушки, у них не было таких игрушек как у вас: машинок на батарейках, компьютерных игр, конструкторов.
Так и Володя больше всего он любил играть с деревянными солдатиками.
Они были красивые, бравые и умели ходить, чётко выстукивая своими деревянными ножками, как барабанными палочками. Музыка весело, как будто с удовольствием, подыгрывает им.
Итак, слушаем «Марш деревянных солдатиков»
«Марш деревянных солдатиков»
МР - Какая звучала музыка? - (ответы)
-Какие звуки мы слышим: тяжелые, низкие или высокие и лёгкие? (ответы)
-Правильно, мы слышим с вами высокие, лёгкие звуки, даже слышно как играет игрушечный барабан, хорошо можно представить, что идут маленькие смелые воины.
-Скажите, а почему мы слышим с вами, что это именно игрушечные солдатики шагают? Могут ли шагать взрослые солдаты под эту музыку?
-А теперь посмотрите на эти инструменты (показ инструментов) :
Назовите, какие из них удобны, в боевом походе и подойдут именно к нашей пьесе.
Хотя этот марш Чайковский написал для исполнения на фортепиано, но поэтесса Ирина Асанова написала к нему слова, и получился марш, который можно петь.
Муз. рук поет на пьесу Чайковского :
1. В детском мы альбоме
У игрушек в доме!
Звонкий марш нас с радостью встречал.
В киверах, в перчатках,
Скачем на лошадках
К куклам в гости на прекрасный бал.
Нам нигде не страшно,
Мы смелы, отважны,
Нам, солдатикам, легко шагать!
На балу нам нужно
Станцевать вальс дружно,
Но лишь можем мы маршировать.
2. Раз, два, чётким шагом дружно всем отрядом
Мы в дозор выходим в час ночной.
Рады нам игрушки, зайцы и лягушки,
И кивает кукла головой.
Но за поворотом, лишь пройдёшь к воротам,
Кто-то страшный прячется от нас.
А в лесу у ёлок из густых иголок
В нас нацелен жёлтый волчий глаз.
Но шагает гордо, ставит ногу твёрдо
Деревянных воинов отряд.
Мы стоим на страже, нам никто не страшен,
Будет нам наградой куклы взгляд.
Сейчас мальчики, наденут кивера, возьмут ружья и превратятся в солдатиков, а девочки возьмут музыкальные инструменты и у нас оживёт страничка из «Детского альбома», которая называется «Марш деревянных солдатиков»
А теперь давайте посмотрим мультфильм, где звучит «Марш» Чайковского.
Просмотр фрагмента мультфильма «Марш деревянных солдатиков»
- В «Детском альбоме, есть ещё одна страничка, называется «Игра в лошадки» мы сейчас послушаем эту пьесу в двух исполнениях: симфоническим оркестром и ансамблем. Слушая пьесу, подумайте, какое исполнение вам больше понравилось и почему.
-Расскажите, пожалуйста, о прослушанной музыке? Какой характер этой пьесы?
Какой темп? Ребята, а как вы думаете, какая это лошадка: грустная или весёлая? Как композитор показал характер лошадки, какими средствами музыкальной выразительности? (ответы)
-Правильно, музыка быстрая, стремительная.
На своей лошадке вихрем я лечу
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.
Тогда, мальчики садитесь на лошадок, а девочки будут любоваться всадниками.
«Игра в лошадки»
МР: Расскажите мальчики, куда вы так быстро скакали?
Мальчики рассказывают свои коротенькие истории.
МР: На нашей встрече сегодня ожили две странички из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Давайте еще раз назовем произведения, которые мы слушали.
Дома нарисуйте иллюстрации к этим произведениям.