Елена Зайцева
Всероссийский урок памяти «Блокадный хлеб» для детей разновозрастной группы 5–7 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Детство»
Городского округа города Зарайск
Всероссийский урок памяти «Блокадный хлеб»
Конспект НОД
для детей разновозрастной группы
(5-7 лет) с использованием ЭОР
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Блокада Ленинграда»
27 января 2020 г
Публикация «Всероссийский урок памяти „Блокадный хлеб“ для детей разновозрастной группы 5–7 лет» размещена в разделах
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;
дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок
Интегрированные задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду, используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников
Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей : город – герой, добровольцы, монумент, мемориал
Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города
2. Чтение художественных произведений по теме
3. Прослушивание песен и музыки военных лет
4. Чтение с детьми стихов о блокадном городе
5. Просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;
6. Рассказ о блокаде, стихи о блокаде…
7. Презентация-фильм на тему «К 76-летию снятия блокады…».
Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам рассказать о подвиге города Ленинград во время войны. Будем благодарны ветеранам за их подвиг.
Воспитатель: Скажите, ребята, какое сегодня число? (27 января)
Воспитатель: Ребята, а какой праздник отмечают в этом городе 27 января? (День полного снятия Блокады Ленинграда)
-А как сейчас называется этот город на реке Неве? (Санкт-Петербург)
Слайд 2
Ответы детей. Сейчас город называется Санкт – Петербург, он красив и горд.
Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.
Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Слайд 3
Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города.
Слайд 4
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как выглядит город на карте. Рассматривание карты города на слайде.
Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.
Слайд 5
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.
Слайд 6
Рассматривание карты Блокады Ленинграда
Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку, на что это похоже? (круг, кольцо)
Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача). В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.
Слайд 7-8
Воспитатель:Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года.
Какое – то время ещё работали школы. Сидели дети в пальто и шапках в не топленом классе, голодные. Электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилёк.
Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
Слайд 9
Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Слайд 10
Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Слайд 11
Воспитатель: До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.
В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:
«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».
День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все»… Осталась одна Таня.
Слайды Дневника.
Воспитатель читает стихи
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Слайд 12
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года, шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Слайд 13, 14, 15
Слайд 16
Воспитатель: Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют.
Юрий Воронов, поэт-блокадник написал замечательное стихотворении о праздничном салюте в честь снятия блокады.
За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Слайд 17
В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
Слайд 18-19
Воспитатель: На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады,у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней :
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети….
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Воспитатель читает стихи
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Рефлексия
Просмотр фильма «Блокадный Ленинград»
Детям задаются вопросы:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Где проходила «Дорога жизни»?
3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
4. О каких мемориалах вы узнали?
5. Что вам запомнилось из моего рассказа?