Ирина Рыжих
Возрастные особенности развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.
Публикация «Возрастные особенности развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО, содержание программы дошкольных образовательных учреждений должно обеспечивать физическое развитие дошкольника. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен активно владеть основными двигательными формами и движениями, такими как ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны
Основные направления работы по физическому воспитанию в ДОУ:
- создание условий для развития и оздоровления ребенка;
- разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника;
- осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания детей.
В теории и методике физического воспитания дошкольников основные движения представлены следующими видами: ходьбой, бегом, прыжками, метанием и лазанием.
В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений : ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания. Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость
Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека. Если этого не произошло, то в школьные годы обучение детей основным движениям растягивается на более длительное время. Формирование навыков в разных видах движений у дошкольников начинается с первого ознакомления с определенным движением и заканчивается (условно) тогда, когда ребенок выполняет его легко, уверенно, с наименьшей затратой сил.
Упражнения в основных движениях подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста. Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната). Не следует применять упражнения с длительным мышечным напряжением, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия и задерживает дыхание; висы или подтягивания, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или переноска тяжелых для ребенка предметов
Отрицательно влияют на развитие опорно- двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Все это может привести к травмам связок и мышц голеностопа (их растягиванию) и уплощению свода стопы ребенка.
Вредны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только на одной ноге. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног, туловища и не способствуют гармоничному развитию организма ребенка.
Основным движениям присущ динамический характер, то есть они связаны с перемещением тела и его частей в пространстве. Эти упражнения включают в работу очень большое число мышц, активизируют все функции организма ребенка, улучшают его жизнедеятельность. Они оказывают оздоровительный эффект, способствуют физическому развитию ребенка. Для разностороннего развития функций организма ребенка особенно важно использовать сочетание видов этих движений
С помощью основных движений у ребенка воспитывают различные ориентировки: в пространстве (направление движения, удаленности и месторасположения предметов, глазомер); во времени (длительность упражнений, последовательность его фаз, выполнение движений в определенном темпе); ориентировка при движении в коллективе (нахождение своего места в движении, при построении и перестроении); ориентировка при изменяющихся условиях.
Разнообразие основных движений дает возможность развивать и совершенствовать физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.
С помощью основных движений формируются нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость. Обогащается эмоциональное состояние детей (радость от проявленных двигательных действий). Основные движения способствуют воспитанию эстетических чувств: это проявляется при выполнении четких, красивых, координированных движений
Основные движения способствуют формированию правильной осанки (при целенаправленном руководстве выполнение основных движений связано с воспитанием психических, познавательных, волевых, эмоциональных процессов). Основные движения являются и главным содержанием основной гимнастики. Они имеют прикладное значение. Основные движения подразделяются на циклические и ациклические. Для циклических движений характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все его отдельные части возвращаются в исходное положение. К таким движениям относятся ходьба, бег, ползание, лазание. Движения такого типа быстро усваиваются и автоматизируются]. Этому способствуют регулярные повторения циклов, которые закрепляют последовательность двигательных элементов цикла в систему. При этом вырабатывается определенный ритм данного движения.
В ациклических движениях не имеется повторных циклов. Каждое такое движение состоит из двигательных фаз, следующих в определенной последовательности. Движения этого типа дольше усваиваются, имеют более сложную координацию, требуют сосредоточенности и волевых усилий. К движениям такого типа относят метание и прыжки.
Для гармоничного развития детей необходимо не стихийное формирование движений, а целенаправленное и последовательное обучение им. При этом исправляются ошибки, которые возникают при первых попытках выполнять движение. Формируется правильная техника движений
Обучение основным движениям строится с учетом дидактических принципов, с использованием разнообразных методов обучения. При организации обучения следует учитывать уровень двигательных умений детей. Для успешного обучения педагогу необходимо знать технику выполнения движений, уметь показывать их, уметь подобрать необходимые упражнения с учетом возраста детей. Задачи обучения по каждому виду основных движений представлены в программе детского сада и конкретизированы для каждой возрастной группы
Ходьба – циклическое движение умеренной интенсивности. В ходьбе активно участвует опорно-двигательный аппарат (одновременно с работой до 56% мышц). Величина нагрузки при ходьбе зависит от условий выполнения и скорости передвижений.
При обычной ходьбе передвигаемая вперед нога ставится с пятки, далее выполняется перекат на носок. Когда опорная нога выдерживает тяжесть тела, другая отделяется от земли и производит маятникообразные движения вперед. Руки двигаются в направлении вперед-назад, способствуют сохранению равновесия. Координация движений рук согласована с движениями ног перекрестно. Голова и туловище держатся прямо, плечи слегка отведены назад. Навык правильной ходьбы следует формировать с раннего возраста
В обычной ходьбе к концу дошкольного возраста должен быть в основном сформирован навык правильной ходьбы. Следует научить:
1. Прямому положению туловища и головы.
2. Ровному неширокому шагу, выполняемому с разворотом стоп наружу, умеренному темпу.
3. Постановке ноги с пятки без шарканья с последующим перекатом на носок.
4. Правильному согласованию рук и ног.
5. Ходить по прямой, сохраняя это направление
Для овладения ходьбой необходим ряд подготовительных упражнений, укрепляющих мышцы, способствующих формированию правильной координации. Для этого уже на первом году жизни используют следующие упражнения:
1. Вставание на ноги, держась за неподвижную опору.
2. Переступание при поддержке за подмышки.
3. Переступание при поддержке за руки.
4. Переступание при поддержке за неподвижную опору.
5. Переступание при поддержке за руку.
6. Самостоятельная ходьба
В старшем дошкольном возрасте используются различные типы ходьбы, способствующие укреплению мышц и формированию правильной техники ходьбы.
1. Ходьба на носках укрепляет мышцы и связки стопы, способствует профилактике плоскостопия.
2. Ходьба на пятках укрепляет мышцы спины, стопы.
3. Ходьба на наружных сторонах стоп тоже укрепляет мышцы стоп.
4. Ходьба с высоким подниманием бедра (колена) укрепляет мышцы живота, спины, ног, связки и суставы.
5. Ходьба перекатом с пятки на носок укрепляет мышцы ног, стоп, способствует выработке правильной постановки ноги, перекату.
6. Ходьба в полуприседе, приседе укрепляет мышцы таза и стопы.
7. Ходьба скрестным шагом укрепляет мышцы таза, ног, улучшает отток венозной крови.
8. Гимнастическая ходьба укрепляет мышцы туловища, ног, стопы. Для формирования длины шага дается ходьба мелким и большим шагом
Для формирования темпа ходьбы целесообразно выполнение упражнений под музыку. Выполняя упражнения в ходьбе, следует обращать обязательное внимание на осанку, сочетать упражнения с различными положениями рук, с акцентированным вдохом и выдохом. Используется индивидуальная и групповая ходьба в различных направлениях и построениях, с выполнением различных заданий. Применяются пособия : мостики, доски, бревна. Дается ходьба в зале, на участке, на местности с использованием различных покрытий (по земле, по гальке, песку, траве). Учитывается и рельеф местности.
Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета, т. е. ноги бегущего отрываются от почвы. Это способствует увеличению скорости передвижения. Техника бега характеризуется следующим: туловище бегущего чуть наклонено вперед, голова и туловище держатся на одной линии, причем не поднимаются, толчковая нога, которая соприкасается с землей, должна ставиться на внешнюю сторону носковой части стопы, в момент отталкивания полностью выпрямляется. Маховая нога‚ которая уже оттолкнулась от земли, сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед вверх, достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ногой. Руки согнуты в локтях, двигаются в едином темпе с ногами, скрестно, пальцы полусогнуты, кисти напряжены
Детей дошкольников следует научить :
1. Правильному положению головы и туловища.
2. Правильному согласованию движений рук и ног.
3. Правильной постановке ноги‚ в медленном беге перекатом с пятки на
носок, быстром – на носок.
4. Умению сохранять направление бега При обучении бегу старших дошкольников больше используется показ бега ребенком, сопровождаемый объяснением воспитателя.
При обучении детей бегу уделяется внимание правильному выносу голени маховой ноги вперед, достаточно энергичному отталкиванию ноги от почвы, подъему бедра вверх. Для выработки этих элементов бега даются следующие задания:
1. Пробегание с перешагиванием через препятствия высотой 10–15 см.
2. Бег с забрасыванием голени назад.
3. Бег с высоким подниманием коленей.
4. Бег на носках с 3-го года жизни.
5. Бег широким шагом с 5 лет.
6. Бег прыжками
Детей учат правильному движению руками (вперед-вверх в направлении к плечу). Пальцы согнуты в кулак. Амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена, скорости передвижения.
Дается бег с различным выполнением заданий, бег в колонне по одному, по два, бег врассыпную, по кругу, змейкой. Дается бег на местности с учетом рельефа (на горку, с горки и т. д.).
Для развития физических качеств дается бег в равномерном медленном темпе (на выносливость, дается бег на скорость, бег с преодолением препятствий, бег в переменном темпе, челночный бег (быстрота, ловкость). Широко применяются игры с бегом.
К старшему дошкольному возрасту улучшается время бега на различные дистанции. Прирост скорости обусловлен в основном за счет увеличения беговых шагов и изменения их частоты. Улучшается техника бега детей.
Прыжки – движения ациклического типа, состоят их 4 фаз. 1-я фаза – подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения или выполнении разбега перед прыжком. 2-я фаза
– основная, заключается в выполнении отталкивания. 3-я фаза – полета, ее назначение – пролететь после отталкивания как можно дальше. 4-я фаза – заключительная, мягкое приземление после прыжка.
При выполнении прыжка с места подготовительная фаза заключается в приседании, что способствует понижению общего центра тяжести тела (О. Ц. Т.) и отведению рук назад для выполнения последующего сильного взмаха в момент отталкивания. Кроме того, при приседании мышцы ног растягиваются, что способствует лучшему их сокращению в следующей фазе. В прыжках с разбега в подготовительной фазе выполняется безостановочный ускоряющийся разбег, переходящий в отталкивание одной ногой.
Основная фаза (отталкивание) – создает необходимую для полета начальную скорость и направление. Выполнение этой фазы прыжка связано с сильным сокращением мышц-разгибателей, которые обеспечивают отталкивание. При прыжках с места толчок выполняется двумя ногами одновременно. При прыжках с разбега – одной более сильной ногой (толчковой)
Во время полета тело принимает такое положение, при котором возможен наилучший подъем тела вверх, обеспечиваются дальность полета и наилучшие возможности для приземления. Скорость и направление в полете уже нельзя изменить.
Заключительная фаза – приземление должно быть выполнено без резких сотрясений и толчков. При этом важно сохранить равновесие. При прыжках в длину с места и с разбега приземляются на носки с последующим перекатом на всю ступню, что обеспечивает амортизацию. При прыжке в высоту с разбега способом «перешагивание» приземление выполняется на маховую ногу (этот вид прыжка доступен только детям 6–7 лет). При спрыгивании с предмета (прыжок в глубину) приземление выполняется на носки с последующим опусканием на всю ступню. Во всех видах прыжков общим является приземление на полусогнутые ноги, что дает возможность гасить силу толчка от сустава к суставу, и сотрясения не передаются на внутренние органы и головной мозг
Выполнение всех видов прыжков требует определенного уровня развития коры головного мозга, крепости опорного аппарата, особенно конечностей, достаточной эластичности мышц, развитого глазомера. Все это формируется у ребенка постепенно в ходе выполнения прыжковых упражнений. Детей дошкольного возраста обучают прыжкам постепенно, начиная с самых простых, выполняемых в виде подпрыгиваний, спрыгивания с небольшого возвышения. Только потом переходят к более сложным прыжкам – в длину и в высоту с места, а затем и с разбега. Простые виды прыжков осваиваются детьми методом целостного упражнения по показу педагога. Можно при этом использовать помощь, образные сравнения, имитации. По мере освоения простых прыжков следует усложнять их варианты и условия выполнения. Для освоения сложных видов прыжков используют подводящие упражнения: обучение мягкому приземлению, отталкиванию и приземлению, исходному положению, выполнению отталкивания одновременно с махом рук, разбегу и отталкиванию, положению тела в полете. Для более сложных видов прыжков вначале облегчают условия и варианты выполнения. При обучении детей прыжкам необходимо соблюдать дозировку, не перегружать детей, потому что прыжки являются достаточно высокой физической нагрузкой.
Таким, образом, для успешного обучения детей основным движениям рекомендуется использовать разнообразное физкультурное оборудование.