Чухнина Галина
Возрастные особенности развития графомоторных навыков. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возрастной период – это некий переход ребенка
с дошкольного детства в младший школьный возраст.
Уровень развития ребенка этого возраста во многом определяет успешность освоения им образовательных программ в школе. Одним из базовых качеств, входящим в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является графический навык.
Благодаря этому навыку дошкольник способен овладеть особой формой
Публикация «Возрастные особенности развития графомоторных навыков, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
речи – письмом. Большинство учителей сталкивается с трудностями обучения письму дошкольников детям трудно держать карандаш, у них наблюдается сниженный или повышенный мышечный тонус рук, это свидетельствует о том, что у них недостаточно сформирован графический навык.
Развитие графомоторных навыков – это важнейшая задача не только педагогов дошкольного образования, но и родителей. От ее решения зависит развитие личности ребенка и его адаптация в школе.
Однако в настоящее время при формировании графомоторных навыков возникает ряд проблем, которые негативно сказываются на развитии письменной речи ребенка.
Письмо является сложной психофизиологической структурой, в которую входят механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, а также комплекс лингвистических умений.
Процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами зависят от сформированности:
– зрительного и двигательного контроля;
– координации движений;
– пространственного восприятия;
– пространственных представлений;
– чувства ритма;
– «ручной умелости»;
– необходимого объема распределения внимания предотвращения графических ошибок;
– зрительного внимания.
От этих компонентов зависит становление графомоторных навыков. Поэтому очень важно на этапе формирования графомоторных навыков развивать мелкую моторику рук, память и зрительные представления.
Возрастные особенности развития графомоторного навыка детей
1,5 - 2 года Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он ещё не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.
2 - 3 года Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения ещё спонтанные, почти не ограничиваются.
3 - 3,5 года Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,5 - 4 года Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
5 лет Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.
6 - 7 лет Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
В 6 -7 лет ребёнок должен уметь выполнять следующие виды штриховок:
прямые вертикальные (сверху вниз);
горизонтальные (слева направо);
наклонные;
клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);
полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);
крупными петельками.
Обратите внимание! Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги, при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради, следите за правильностью посадки за столом и выполнять сначала надо простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики как основы формирования графомоторного навыка
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Выполнение различных фигурок из пальцев;
3. Массаж и самомассаж рук ребенка;
4. Конструирование из кубиков мостов, домов, башен;
5. Составление предметных разрезных картинок, пазлов (первоначально по образцу, затем по памяти);
6. Складывание и выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и других изображений из счетных палочек, спичек, камушков и др. ;
7. Обведение контуров предметных изображений;
8. Вырезание различных фигур, полосок по контурам;
9. Наматывание ниток на клубок, катушку, карандаш;
10. Показ слов, стихов, загадок, сказок руками;
11. Крупографика- работа с разными видами круп (сортировка, угадывание с закрытыми глазами, выкладывание различных контуров на пластилиновой основе).
Сформированность мелкой моторики дошкольника можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Если ребенок постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.
Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование физиологической готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц.
ПОМНИТЕ! Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо в дальнейшем.