Приложение МААМ

Возрастные особенности развития графомоторных навыков. Консультация для родителей

Чухнина Галина
Возрастные особенности развития графомоторных навыков. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Старший дошкольный возрастной период – это некий переход ребенка

с дошкольного детства в младший школьный возраст.

Уровень развития ребенка этого возраста во многом определяет успешность освоения им образовательных программ в школе. Одним из базовых качеств, входящим в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является графический навык.

Благодаря этому навыку дошкольник способен овладеть особой формой

Публикация «Возрастные особенности развития графомоторных навыков, Консультация для родителей» размещена в разделах

речи – письмом. Большинство учителей сталкивается с трудностями обучения письму дошкольников детям трудно держать карандаш, у них наблюдается сниженный или повышенный мышечный тонус рук, это свидетельствует о том, что у них недостаточно сформирован графический навык.

Развитие графомоторных навыков – это важнейшая задача не только педагогов дошкольного образования, но и родителей. От ее решения зависит развитие личности ребенка и его адаптация в школе.

Однако в настоящее время при формировании графомоторных навыков возникает ряд проблем, которые негативно сказываются на развитии письменной речи ребенка.

Письмо является сложной психофизиологической структурой, в которую входят механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, а также комплекс лингвистических умений.

Процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами зависят от сформированности:

– зрительного и двигательного контроля;

– координации движений;

– пространственного восприятия;

– пространственных представлений;

– чувства ритма;

– «ручной умелости»;

– необходимого объема распределения внимания предотвращения графических ошибок;

– зрительного внимания.

От этих компонентов зависит становление графомоторных навыков. Поэтому очень важно на этапе формирования графомоторных навыков развивать мелкую моторику рук, память и зрительные представления.

Возрастные особенности развития графомоторного навыка детей

1,5 - 2 года Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он ещё не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

2 - 3 года Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения ещё спонтанные, почти не ограничиваются.

3 - 3,5 года Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

3,5 - 4 года Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

5 лет Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

6 - 7 лет Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

В 6 -7 лет ребёнок должен уметь выполнять следующие виды штриховок:

прямые вертикальные (сверху вниз);

горизонтальные (слева направо);

наклонные;

клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);

полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);

крупными петельками.

Обратите внимание! Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги, при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради, следите за правильностью посадки за столом и выполнять сначала надо простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики как основы формирования графомоторного навыка

1. Пальчиковая гимнастика;

2. Выполнение различных фигурок из пальцев;

3. Массаж и самомассаж рук ребенка;

4. Конструирование из кубиков мостов, домов, башен;

5. Составление предметных разрезных картинок, пазлов (первоначально по образцу, затем по памяти);

6. Складывание и выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и других изображений из счетных палочек, спичек, камушков и др. ;

7. Обведение контуров предметных изображений;

8. Вырезание различных фигур, полосок по контурам;

9. Наматывание ниток на клубок, катушку, карандаш;

10. Показ слов, стихов, загадок, сказок руками;

11. Крупографика- работа с разными видами круп (сортировка, угадывание с закрытыми глазами, выкладывание различных контуров на пластилиновой основе).

Сформированность мелкой моторики дошкольника можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Если ребенок постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование физиологической готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц.

ПОМНИТЕ! Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо в дальнейшем.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю вам рассказывать о возрастных особенностях слуха и голоса детей 3 - 4 лет. Одним.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет. Выразительность исполнения» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть шестая). Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть третья) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть третья) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть вторая) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть первая) Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4 -5 лет» (часть первая) Уважаемые педагоги, уважаемые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности развития графомоторных навыков. Консультация для родителей
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 12:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности развития графомоторных навыков. Консультация для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Чухнина Галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД