Альфиза Шамсутдинова
Возрастные особенности детей раннего возраста 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе. В первые три года жизни ребенка закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие качества: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям. Причем все эти качества не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого
Так какой же он ребенок раннего возраста, и чем могут помочь окружающие его взрослые?
Темочки:
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Например, ребенок с утра капризничает, плачет. Вместо того, чтобы причитать, волноваться и впадать в панику вместе с ребенком, попробуйте бодрым голосом спросить: «А кто интересно сегодня нас встречает? Какую игрушку интересно там тебе приготовили?». Восстановлению эмоционального равновесия ребенка также помогут утренние ритуалы: привели в детский сад (если ребенок по дороге уже начинает капризничать, расскажите сказку, спойте песенку, включите аудио записи детских песен, раздели, попрощались ( придумаете как: сильно обняли 1 раз, 2 раза поцеловали, пожали руки и т. д.) и передали воспитателям. Если ребенок начинает в это время капризничать не нужно его пытаться успокоить печенками, жвачкой, мелкой игрушкой. Если вы каждый день будете повторять ритуал прощания, дети привыкнуть и поймут, что они не могут вами манипулировать.
Это очень важный период в социальном развитии ребенка именно потому, что-то что вы дадите ребенку в этот период жизни и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни. Если значимые взрослые, которые его окружают, постоянны чем – то недовольны, все их не устраивает, то скорее всего ребенок будет пессимистичен. Если взрослые оптимисты, пытаются замечать прекрасное, хорошее – то и такая же черта воспитывается и у ребенка. Поэтому, приводя ребенка о воспитателях и о детском саде говорим только положительное, даже если вы уверены, что дети вас не слышат. Если вдруг по каким-то причинам вас не устраивает детский сад, воспитатели, то лучше поменять или свое мнение, или детский сад. Для ребенка очень важно доверие: вы доверяете, они доверяют, вы злитесь, он тоже злится. Не думаете, что дети ничего не понимают, они прекрасно считывают ваше состояние.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет. Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.
В этом возрасте вашему ребенку важно:
• Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
• Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
• У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых. Поэтому читаем книжки: сказки, потешки, стихи для малышей и т. д., на улице, в машине говорим во всем, что видите вокруг.
• Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия. Игра должна быть манипулятивной: т. е ребенок должен держать, исследовать реальный предмет руками, ртом, телом. К сожалению «развивающие» игры и мультфильмы на телефоне, компьютере не имеют такого мощного развивающего эффекта.
Успешность ребенка в разных видах деятельности существенно зависит от развития его общей способности действовать самостоятельно. Однако — не редко именно развитие самостоятельности малыша менее всего беспокоит родителей. Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: в первую очередь совершенствуются навыки самообслуживания: одеваться и раздеваться, мыть руки перед едой, просится на горшок (процессы саморегуляции, убирать свои вещи и игрушки на место. Играя, ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками последовательные эпизоды из собственной жизни (наливает чай, ставит на стол печенье, угощает кукол)
Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как «предмет». Дети играют "рядом, но не вместе". Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и вашего малыша; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую он любит; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т. п. Ребенок 2-3 лет может реагировать на эти неудачи весьма эффективно: злится, плакать, ругаться, бросать вещи, кусать себя и окружающих. Ему без разницы кто в этот момент находится рядом, может «обидеть» даже не того ребенка, который виноват.
Важная особенность детей 2-3 лет – ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, одежда, резинки в прическе и т. д. Поэтому:
придерживаемся режима дня (очень близкого к режиму детского сада, желательно ребенка уложить до 22.00, а не по желанию ребенка;
одежду ребенку выбираем не модную, а УДОБНУЮ, что бы при желаний ребенок самостоятельно раздеться, переодеться, чтобы нигде не давило, не висело. Точно такое же пожелание насчет уличной одежды и обуви.
у многих детей вторая обувь на липучках, которые хватают лишь на 2 недели, пожалуйста следите за тем, чтобы обувь застегивалась, или своевременно меняйте липучки или саму обувь.
приносите пожалуйста соответствующую одежду для группы.
Вам как его родителям важно:
• Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство.
• Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
• Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие.
• Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
• Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно.
• Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
• Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее.
• Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей.