Анна Владимировна Фоминцева
Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в определенных временных рамках. При этом в становлении собственной речи ребенка важно проследить особенности развития у него звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи.
Публикация «Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Возрастной период от рождения и примерно до года и полутора лет играет исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития ребенка. Приобретения этого периода состоят в следующем:
- развиваются внимание к человеческой речи и понимания ее;
- возникает потребность в ней, в речевом общении с окружающими.
- развивается память на слова;
- формируется способность к различению речевых звуков на слух;
- развивается и совершенствуется голосовая функция ребенка и его артикуляционные возможности.
Возрастной период от года-полутора до трех лет считается преддошкольным этапом развития речи. У детей 3-х лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных.
- сокращение слов (сипед – велосипед, атабаиль – автомобиль);
- перестановка в слове слогов (замукальные – музыкальные);
- перестановка в слове звуков (девича – девочка, певрый – первый);
- иногда дети, чтобы избежать согласных, вводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают (корабель – корабль).
Произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий много координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализатора. Все это приводит к тому, что ребенок не различает звуки речи на слух.
- порядок слов в предложении не всегда правилен (я хочу нет – я не хочу);
- иногда искажается род имен существительных (одни колес)
Постепенно у них развивается контроль за собственной речью.
Возрастной период от трех до семи лет – это дошкольный этап развития речи. У детей 4-х лет слова продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной. После 5-ти лет дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями.
Дети 5-6 лет, вслушиваясь в речь окружающих, способны запомнить особенности произношения у других и недостатки в своей речи.
Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух. Различение всех звуков речи на слух допустимо ребенку уже с 2-х летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.
Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в развитии несколько отстает от речеслухового. В силу этого ребенок, уже свойственно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением.
В возрасте от 2-3 лет усваивается произношение и ряды артикуляторно -сравнительных несложных звуков. К ним относятся И, Ы, У; Ф, В; Т, Д, Н; К, Г, Ч и звуков среднеязычных Г, К. Каждая из этих групп звуков характеризуется наличием общих признаков артикуляции. Ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука – Т, Д, Н.
Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих С, З, Ц и шипящих Ш, Ж, Ч, Щ звуков ребенок овладевает в более поздние сроки в возрасте от 3-5 лет. Так, если на первых порах в качестве заменителя звука Ш выступает звук Т, Т, то несколько позже в этой роли мы видим уже С и, наконец, сам звук Ш.
В возрасте 5-6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков Р и твердого Л.
На 7 году заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произнесенные ребенком слова состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении речь не отличается от речи взрослого.
Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством. Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов. Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать?
Любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого- то звука правильно произносимым другим звуком после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Если к отмеченному возрасту этого нет – значит существуют какие–то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов.
Однако и в гораздо более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности в произношении звуков речи.
При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности никакого рода особенности в произношении звуков не должны иметь место.
Нарушения звукопроизношения у детей если они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь одни из симптомов сложного речевого расстройства. В этом случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.