Лучший педагог года

Консультация для родителей «Что такое возрастной кризис»

Анастасия Азманова
Консультация для родителей «Что такое возрастной кризис»
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое возрастной кризис.

Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т. д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.

Публикация «Консультация для родителей „Что такое возрастной кризис“» размещена в разделах

В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста :

1. Кризис новорожденности

2. Одного года (младенчества)

3. 3-х лет (раннего детства)

4. 7-ми лет (детства)

5. 13-ти лет (подростковый)

6. 17-ти лет (юности)

Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.

Кризис новорожденности

Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т. д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.

В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т. е. мамой и папой.

Психологические особенности проявления кризиса одного года.

Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.

Психологические особенности проявления кризиса одного года у детей.

В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание.

«Хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство.

«Аффективные вспышки и агрессия» ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т. д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.

Советы родителям, как пережить кризис одного года.

1. Проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним.

2. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя.

3. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т. д.).

4. Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант.

5. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии.

6. Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Психологические особенности проявления кризиса трех лет у детей.

«кризис трёх лет» — это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опёки, которые сложились в раннем возрасте.

Все эти особенности появления в поведении ребенка объясняется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность.

Как проявляется кризис 3-х лет, основные симптомы:

«негативизм» – Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз. Когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро»

«упрямство» – это «такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал».

«строптивость» отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против образа жизни, против тех правил, которые были раньше.

«своеволие» проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не умеет. «Я сам».

«протест – бунт» - поведение ребёнка носит протестующий характер. «Как - будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими».

«обесценивание» - в данном случае у ребенка обесцениваются старые привязанности к вещам, людям. Например, ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые не принято говорить в доме, рвёт книжки, ломает игрушки, хотя раньше этого не делал.

«деспотизм» - редко наблюдается, и чаще проявляется в семье с одним ребёнком.

Советы родителям, как пережить кризис

1. Воспитывайте свои эмоции – настройте себя на положительные эмоции. Помните, что ребенок чувствует ваши эмоции и каждый раз проверяет границы дозволенного.

2. Помните, что плохой не ребенок, а его поведение – если ребенок ведет себя неприемлемо, акцентируйте его внимание на плохом поступке, а не на нем самом.

3. Планируйте – сообщайте ребенку, что его ждет в ближайшее время: «Сейчас мы пообедаем и будем ложиться спать». Так ребенок почувствует себя защищенным.

4. Идите на компромисс – не будьте категоричны в мелочах. Договаривайтесь, находите общее решение.

5. Будьте поисследованы – сформируйте четкие правила и придерживайтесь их. Если уже сказали, что не купите игрушку, то не поддавайтесь на уговоры.

6. Запаситесь интересными предметами – соберите в коробку шарики, массу для лепки, мелкие игрушки. Если ребенок капризничает, переключите его внимание на игру.

7. Креативьте – ведите себя непривычно, если ребенок капризничает. Поет вместо обеда? Подпевайте! От голода он не умрет, зато вы его отвлечете от истерики.

8. Развивайте способности ребенка – сфокусируйте его внимание на его интересах. Занятие интересным делом поможет снизить у ребенка негативные эмоции.

Игры для детей и родителей.

Игра «Игрушечный магазинчик» - завяжите ребенку глаза, разложите на полу 3-5 игрушки, которые он должен угадать.

Игра «покажи чувство руками» - предложите ребенку представить, что его руки стали живыми, и они могут радоваться, плакать, ругаться. Сначала взрослый показывает руками чувство, а ребенок повторяет, затем наоборот.

Игра «непослушные подушки» - скажите, что в комнате появились непослушные подушки, которыми можно весело поиграть.

Игра «Прогнать злодея» - скажите, что на стул забрался злодей, нужно прогнать его. Ребенок может кричать, топать, бить стул пластиковыми бутылками.

Кризис семи лет

К концу дошкольного периода, родитель замечает смену поведения у своего ребенка. Вроде он такой же, как всегда, но что-то в нем ни так. Искусственное, манерное, натянутое поведение ребенка является наиболее очевидным проявлением потери непосредственности.

Как проявляется кризис 7 лет, основные симптомы:

Что же происходит с дошкольником? Дело в том, что в его детскость вклинивается интеллектуальный момент. Если раньше, ребенок, улыбаясь и паясничая не задумывался о том, как он выглядит и действовал не по привычки, то к семи года он начинает уже своё поведение проявлять по схеме, которая была ранее.

Действие интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, как надо.

Ребенок перестает реагировать на простые просьбы или замечания. Делает вид, что не слышит их.

Происходит нарушение режимных моментов, ребенок может начать отказываться чистить зубы, вовремя обедать, в то время как раньше он полностью соответствовал ожиданиям родителей.

У детей появляется интерес к внешнему виду. Придирчива в одежде, спорят в процессе покупок. Часто отвергают то, что предлагают купить родители. В периоде кризиса семи лет, можно часто слышать «я не маленький».

Вся симптоматика центрируются вокруг обычных бытовых проблем, установленных родителями.

Наступает период, когда ребенок сам хотел бы устанавливать границы. В данной ситуации необходимо направлять ребенка в нужное русло. Ребенок начинает осознавать наличие правил в социуме. Он пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию.

Советы родителям, как пережить кризис

1. Установите четкий режим дня – примерно до перехода в школу приучите ребенка раньше ложиться и вставать.

2. Учите в игре – включайте элемент игры в выполнение новых обязанностей. Ребенок должен ощущать, что его действия полезны и важны в семье.

3. Обговаривайте с ребенком его новые права и обязанности – постепенно расширяйте зону ответственности ребенка за свои действия. Обозначьте границы его возможностей. Преподносите новые обязанности и требования как расширение полномочий.

4. Подавайте ребенку пример «взрослого поведения» - соблюдайте культуру диалога. Помните, что поведение ребенка отражает ваши привычки и способы общения.

5. Поощряйте детскую дружбу – поддерживайте новые знакомства, приглашайте старых друзей ребенка к себе домой, устраивайте совместные выходные на природе.

6. Помогите ребенку увидеть последствия своих поступков – не стремитесь защитить от негативных последствий, например, от замечания за невыполненное задание.

7. Устанавливайте правила, но не устанавливайте временные рамки – пусть у каждого члена семьи будут свои обязанности и неограниченное время на их выполнение. Так ребенок научится ориентироваться во времени и выработает свой порядок действий.

8. Познакомьте ребенка с будущей учительницей и зданием школы – в знакомой обстановке будет чувствовать себя увереннее, когда пойдет в первый класс.

Игры для детей и родителей.

Игра «Я решаю – я не решаю» - предложите ребенку поиграть в мяч. Кидая друг другу мяч, говорить «Я решаю сам….», «…. Это я не решаю».

Игра «четыре рисунка – четыре истории» - раздайте ребенку четыре листа бумаги, карандаши и задайте четыре вопроса, на которые ребенок отвечает рисунками. Например, что ты любишь делать вечером? Что тебе нравится в брате или сестре?

Игра «Гур - гур» - заранее напишите на карточках разные слоги и попросите ребенка прочитать их с разной интонацией, с разными чувствами. Например: с чувством страха, с любовью и др.

Игра «Человечки» - для начала игры вырежете из бумаги мужчину и женщину. Предложите ребенку раскрасить их и придумать имена. Затем вместе сочините про них историю.

Игра «Букварь страхов» - предложите ребенку нарисовать разных героев сказок в алфавитном порядке. Можете вместе с ребенком составить книжку «Азбука страхов».

Игра «Кто я?» - предложите ребенку встать к стене спиной и кидайте ему мяч. Задавайте вопрос: «Кто ты?». Ребенок должен отвечать на этот вопрос каждый раз по-разному.

Публикации по теме:

Консультация для родителей  «Что такое коронавирус?» Коронавирусы – это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но и передаются человеку. Обычно заболевания, вызванные.

Консультация для родителей «Что такое дружба?»Консультация для родителей «Что такое дружба?» «Что такое дружба?» - такой вопрос очень часто можно услышать от дошкольников. Каждый из нас наверняка знает определение этого слова, но.

Консультация для родителей «Что такое осень?»Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.

Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет»Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет- граница между ранним и дошкольным детством- один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет или возраст строптивости» Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет у детей»  (вторая младшая группа)Консультация для родителей «Кризис 3-х лет у детей»  (вторая младшая группа) Кризис 3-х лет. Родители порой в силу своей занятости не обращают должного внимания на поведение своих детей. Приводя ребенка в детский.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что такое возрастной кризис»
Опубликовано: 21 мая 2020 в 15:56
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Что такое возрастной кризис»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Азманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД