Анастасия Азманова
Консультация для родителей «Что такое возрастной кризис»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое возрастной кризис.
Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т. д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое возрастной кризис“» размещена в разделах
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста :
1. Кризис новорожденности
2. Одного года (младенчества)
3. 3-х лет (раннего детства)
4. 7-ми лет (детства)
5. 13-ти лет (подростковый)
6. 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.
Кризис новорожденности
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т. д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т. е. мамой и папой.
Психологические особенности проявления кризиса одного года.
Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
Психологические особенности проявления кризиса одного года у детей.
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание.
«Хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство.
«Аффективные вспышки и агрессия» ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т. д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Советы родителям, как пережить кризис одного года.
1. Проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним.
2. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя.
3. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т. д.).
4. Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант.
5. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии.
6. Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Психологические особенности проявления кризиса трех лет у детей.
«кризис трёх лет» — это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опёки, которые сложились в раннем возрасте.
Все эти особенности появления в поведении ребенка объясняется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность.
Как проявляется кризис 3-х лет, основные симптомы:
«негативизм» – Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз. Когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро»…
«упрямство» – это «такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал».
«строптивость» отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против образа жизни, против тех правил, которые были раньше.
«своеволие» проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не умеет. «Я сам».
«протест – бунт» - поведение ребёнка носит протестующий характер. «Как - будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими».
«обесценивание» - в данном случае у ребенка обесцениваются старые привязанности к вещам, людям. Например, ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые не принято говорить в доме, рвёт книжки, ломает игрушки, хотя раньше этого не делал.
«деспотизм» - редко наблюдается, и чаще проявляется в семье с одним ребёнком.
Советы родителям, как пережить кризис
1. Воспитывайте свои эмоции – настройте себя на положительные эмоции. Помните, что ребенок чувствует ваши эмоции и каждый раз проверяет границы дозволенного.
2. Помните, что плохой не ребенок, а его поведение – если ребенок ведет себя неприемлемо, акцентируйте его внимание на плохом поступке, а не на нем самом.
3. Планируйте – сообщайте ребенку, что его ждет в ближайшее время: «Сейчас мы пообедаем и будем ложиться спать». Так ребенок почувствует себя защищенным.
4. Идите на компромисс – не будьте категоричны в мелочах. Договаривайтесь, находите общее решение.
5. Будьте поисследованы – сформируйте четкие правила и придерживайтесь их. Если уже сказали, что не купите игрушку, то не поддавайтесь на уговоры.
6. Запаситесь интересными предметами – соберите в коробку шарики, массу для лепки, мелкие игрушки. Если ребенок капризничает, переключите его внимание на игру.
7. Креативьте – ведите себя непривычно, если ребенок капризничает. Поет вместо обеда? Подпевайте! От голода он не умрет, зато вы его отвлечете от истерики.
8. Развивайте способности ребенка – сфокусируйте его внимание на его интересах. Занятие интересным делом поможет снизить у ребенка негативные эмоции.
Игры для детей и родителей.
Игра «Игрушечный магазинчик» - завяжите ребенку глаза, разложите на полу 3-5 игрушки, которые он должен угадать.
Игра «покажи чувство руками» - предложите ребенку представить, что его руки стали живыми, и они могут радоваться, плакать, ругаться. Сначала взрослый показывает руками чувство, а ребенок повторяет, затем наоборот.
Игра «непослушные подушки» - скажите, что в комнате появились непослушные подушки, которыми можно весело поиграть.
Игра «Прогнать злодея» - скажите, что на стул забрался злодей, нужно прогнать его. Ребенок может кричать, топать, бить стул пластиковыми бутылками.
Кризис семи лет
К концу дошкольного периода, родитель замечает смену поведения у своего ребенка. Вроде он такой же, как всегда, но что-то в нем ни так. Искусственное, манерное, натянутое поведение ребенка является наиболее очевидным проявлением потери непосредственности.
Как проявляется кризис 7 лет, основные симптомы:
Что же происходит с дошкольником? Дело в том, что в его детскость вклинивается интеллектуальный момент. Если раньше, ребенок, улыбаясь и паясничая не задумывался о том, как он выглядит и действовал не по привычки, то к семи года он начинает уже своё поведение проявлять по схеме, которая была ранее.
Действие интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, как надо.
Ребенок перестает реагировать на простые просьбы или замечания. Делает вид, что не слышит их.
Происходит нарушение режимных моментов, ребенок может начать отказываться чистить зубы, вовремя обедать, в то время как раньше он полностью соответствовал ожиданиям родителей.
У детей появляется интерес к внешнему виду. Придирчива в одежде, спорят в процессе покупок. Часто отвергают то, что предлагают купить родители. В периоде кризиса семи лет, можно часто слышать «я не маленький».
Вся симптоматика центрируются вокруг обычных бытовых проблем, установленных родителями.
Наступает период, когда ребенок сам хотел бы устанавливать границы. В данной ситуации необходимо направлять ребенка в нужное русло. Ребенок начинает осознавать наличие правил в социуме. Он пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию.
Советы родителям, как пережить кризис
1. Установите четкий режим дня – примерно до перехода в школу приучите ребенка раньше ложиться и вставать.
2. Учите в игре – включайте элемент игры в выполнение новых обязанностей. Ребенок должен ощущать, что его действия полезны и важны в семье.
3. Обговаривайте с ребенком его новые права и обязанности – постепенно расширяйте зону ответственности ребенка за свои действия. Обозначьте границы его возможностей. Преподносите новые обязанности и требования как расширение полномочий.
4. Подавайте ребенку пример «взрослого поведения» - соблюдайте культуру диалога. Помните, что поведение ребенка отражает ваши привычки и способы общения.
5. Поощряйте детскую дружбу – поддерживайте новые знакомства, приглашайте старых друзей ребенка к себе домой, устраивайте совместные выходные на природе.
6. Помогите ребенку увидеть последствия своих поступков – не стремитесь защитить от негативных последствий, например, от замечания за невыполненное задание.
7. Устанавливайте правила, но не устанавливайте временные рамки – пусть у каждого члена семьи будут свои обязанности и неограниченное время на их выполнение. Так ребенок научится ориентироваться во времени и выработает свой порядок действий.
8. Познакомьте ребенка с будущей учительницей и зданием школы – в знакомой обстановке будет чувствовать себя увереннее, когда пойдет в первый класс.
Игры для детей и родителей.
Игра «Я решаю – я не решаю» - предложите ребенку поиграть в мяч. Кидая друг другу мяч, говорить «Я решаю сам….», «…. Это я не решаю».
Игра «четыре рисунка – четыре истории» - раздайте ребенку четыре листа бумаги, карандаши и задайте четыре вопроса, на которые ребенок отвечает рисунками. Например, что ты любишь делать вечером? Что тебе нравится в брате или сестре?
Игра «Гур - гур» - заранее напишите на карточках разные слоги и попросите ребенка прочитать их с разной интонацией, с разными чувствами. Например: с чувством страха, с любовью и др.
Игра «Человечки» - для начала игры вырежете из бумаги мужчину и женщину. Предложите ребенку раскрасить их и придумать имена. Затем вместе сочините про них историю.
Игра «Букварь страхов» - предложите ребенку нарисовать разных героев сказок в алфавитном порядке. Можете вместе с ребенком составить книжку «Азбука страхов».
Игра «Кто я?» - предложите ребенку встать к стене спиной и кидайте ему мяч. Задавайте вопрос: «Кто ты?». Ребенок должен отвечать на этот вопрос каждый раз по-разному.