Флях Алла Анатольевна
Возрастные и невротические страхи дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детские страхи – очень серьезная проблема, которая не появляется ниоткуда, сама по себе. Страхи часто продиктованы теми или иными травмирующими психику переживаниями, а иногда и просто сознательно сформированы самими взрослыми (такими детьми легче управлять)
Примерно в возрасте 3 лет ребенок начинает испытывать так называемые символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты. Темнота создает для малыша ситуацию, аналогичную одиночеству, причем на его впечатления накладывают также отпечаток специфическая детская логика: чего я не вижу, того не существует
Публикация «Возрастные и невротические страхи дошкольного возраста» размещена в разделах
Можно выделить два символа:
• Я остался один - связан с боязнью потерять мать, к которой ребенок очень привязан
• Возникновение в воображении ребенка, умеющего образно мыслить, различных сказочных героев в темных углах комнаты.
( примеры из практики: лист ответов)
В таких ситуациях родителям следует оставлять открытой дверь комнаты, в которой спит ребенок. Но лучше установить маленькую не слишком яркую лампу, до выключателя которой он мог бы дотянуться без труда.
Нельзя наказывать ребенка, боящегося темноты «за трусость», стыдить его за это.
СТРАХ НЕ ПРОЙДЕТ, НО РЕБЕНОК БУДЕТ ПЫТАТЬСЯ УТАИТЬ ЕГО ОТ РОДИТЕЛЕЙ.
По наблюдениям за 8 лет за детьми старшего дошкольного возраста были получены следующие данные от 33% до 54% старших дошкольников испытывают повышенное количество страхов. И эта цифра остается практически постоянной. Не учитывать ее в работе нельзя. Со страхами они приходят в детский сад, здесь же у одних происходит снижение, а у других увеличение – все зависит от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания дома. Борются дети со страхами самостоятельно, либо с помощью детского коллектива («страшилки», рисунки, есть дети, которые готовы говорить об этом с воспитателем.
Существуют возрастные и невротические страхи.
Возрастным страхам подвержены практически все дети. Врожденные или возрастные страхи сопровождают определенный возрастной период развития. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легко внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И если на первый взгляд, кажется, что ребенок благополучно перенес какую-либо пугающую ситуацию, нельзя исключать вероятность того, что спустя несколько дней или даже недель у него все же проявится страх. Наиболее ярко страхи проявляются у эмоционально чувствительных воспитанников как отражение особенностей их психического и личностного развития.
Причины возникновения таких страхов :
• Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно. Однако есть и внушаемые страхи : баба Яга, гуси-лебеди, и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания. Часто они связаны со сном: если не уснешь, придет Баба Яга и унесет (малышка после сна в изоляторе, няня и «гроб на колесиках»)
• Тревожность в общении с ребенком
• Чрезмерное оберегание от опасности
• Большое количество запретов
• Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых
• Психологическая травма: испуг, шок
• Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей
• Конфликтные ситуации в семье
Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений - нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты.
У детей старшего дошкольного возраста интенсивно идет развитие абстрактного мышления, способности к обобщению, классификациям, осознания категорий времени и пространства. Ведущий страх старших дошкольников – страх смерти. Боязнь умереть – это возрастное отражение формирующейся концепции жизни.
Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом – смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категорий времени и пространства. Это выражается в умении определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская что они ограничены временем, т. е имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно-заостренное выражение инстинкта самосохранения. По данным проведенного исследования о переживаемых страхах наших дошкольников можно сказать, что это доминирующий страх на протяжении периода исследований 13 лет, уступающий иногда страху потерять родителей. Как произошло в этом году:
1. Страх смерти родителей – 90 %
2. Страх пожара – 81 %
3. Страх собственной смерти – 78 %
4. Страх войны – 71 %
Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что сам он необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.
Также появлению чувства страха способствует и очень неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности. Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности.
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, взрослым необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, ситуации в семье в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли запросы взрослых реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Необходимо повышать чувство уверенности ребенка в себе, показать его сильные стороны, на что способен он, приложив усилия, как может справиться с пугающей ситуацией.
Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении, нарушат сон
Со страхом самым непосредственным образом связано чувство тревоги – явление, родственное символическому страху. По своей сути это тоже чувство страха, но оно относиться к отдаленной во времени опасности.
Например, сидя в кресле стоматолога, мы испытываем конкретный страх, но если нам известно, что на следующей неделе мы должны посетить зубного врача, то в течение нескольких дней мы будем испытывать тревогу. Тревога имеет прямое отношение к неспособности человека принимать решения.
Различают мобилизующую и расслабляющую тревожность.
Мобилизующая дает действиям человека дополнительный импульс.
Расслабляющая – парализует его действия в ответственные моменты.
В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди которых особое место занимают отношения между родителями и ребенком.
Каким вырастет ребенок: с ориентацией на избегание неудачи или с ориентацией на успех – это в решающей степени определяется в детские годы.
Развитие тревожности связано с уровнем требований, предъявляемых к детям со стороны родителей. Если этот уровень превышает способности ребенка, он постоянно будет замечать, что не может соответствовать этим требованиям. В течение всей дальнейшей жизни он будет теряться при необходимости действовать, поскольку будет бояться потерпеть неудачу.
В нашем ДОУ по данным исследования за 8 лет процент детей, испытывающих повышенную тревожность составляет от 23 % до 44 %.
Анализ деятельности детей с высоким уровнем тревожности, обладающих слабостью нервной системы и по отношению к возбуждению, и по отношению к торможению показал, что у них очень тонкая чувствительность к малейшим промахам в работе, к допущенным неточностям, ошибкам. Для их стиля деятельности характерен постоянный самоконтроль, саморегуляция и это обеспечивает высокие результаты их деятельности. Но дело в том, что есть опасения, что на базе этих прекрасных качеств саморегуляции при чрезмерной их эксплуатации со стороны взрослых у ребенка может наступить истощение, утомление, как следствие этого, неуверенность в себе, в свои силы, непродуктивная трата энергии.
Поскольку тревожные дети склонны к прогнозированию отрицательных, неблагополучных исходов, это может истощить их силы. При разумной помощи взрослых, одобрении и поддержке, тревожный ребенок заранее продумывает план своих действий, предвидя возможные неудачи, заранее готовится к преодолению их. Для детей меланхолического темперамента это очень важно, так как неожиданное препятствие, встреча с трудностями может нарушить их нормальную жизнедеятельность.