Екатерина Рудыхина
Возможности эффективного взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в условиях модернизации образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье автором статьи отражены возможности эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителями воспитанников в современных условиях модернизации образования. Рассматриваются основные направления, новые формы работы по организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей.
Ключевые слова: дошкольный возраст, ребенок, родители, педагоги, взаимодействия, семья, деятельность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Проблема эффективного взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников всегда выступала первостепенной задачей образовательной организации, и ее значение до сих пор не снижается. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях накоплен большой опыт организации сотрудничества с родителями с целью повышения эффективности воспитания детей и их развития. Различные специалисты дошкольного учреждения (заведующие, методисты, воспитатели, социальные педагоги, практические психологи, дефектологи, педагоги дополнительного образования) постоянно совершенствуют формы и содержание данной работы, что позволяет добиться органичного сочетания воспитательного влияния на развитие ребенка в дошкольной организации и дома.
От эффективной совместной деятельности педагогов дошкольной организации и родителей зависит и качество семейного воспитания, и всё развитие ребенка. Независимо от того, что сейчас в дошкольном образовании принимаются важные нововведения, невозможно достичь цели гармоничного развития без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Гармоничное развитие детской личности требует согласованности и единства всей системы воспитательно-образовательных влияний взрослых на ребенка. Роль семьи в формировании такой согласованности сложно переоценить. Семья как один из основных институтов социализации оказывает значительное влияние на формирование основных личностных черт ребенка, на развитие у него позитивного нравственного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, в семье устанавливаются духовные ценности, исходные, жизненные позиции. Поэтому необходимо, чтобы основным элементом профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении была систематическая работа с целью повышения эффективности взаимодействия специалистов учреждения и родителей. Следовательно, изучение особенностей взаимодействия специалистов ДОУ и родителей является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что проблемой организации эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е. П. Арнаутова, Л. В. Виноградова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина, А. В. Козлова, Т. А. Маркова. Они показывают важность саморазвития как родителей, так и воспитателей (Е. П. Арнаутова и А. В. Козлова, предлагают методы и формы эффективного сотрудничества дошкольной организации и семьи (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, выделяют интерактивные формы взаимодействия воспитателей с семьёй (Т. Н. Доронова, Е. П. Арнаутова, О. В. Солодянкина).
Несмотря на многочисленные исследования в данной области, необходимо отметить, что вопрос эффективного взаимодействия ДОУ с семьей воспитанников в условиях модернизации образования требует проведения дальнейших исследований в области расширения их возможностей.
Одной из главных задач, которые ставит перед дошкольным учреждением ФГОС ДО является организации благополучной социальной среды, основанной на тесном сотрудничестве всех субъектов воспитательного процесса, а для того необходимо создать совершенно новые условия взаимодействия. Отмечено, что основным принципом дошкольного образования должно стать сотрудничество организации работы с семьей, а ФГОС ДО лечь в основу оказания помощи и поддержки родителям (законным представителям) в воспитании детей, укреплении и охране их психического и физического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции их нарушений [6]. В вопросах взаимодействия ДОУ с семьей ФГОС ДО пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому от любого дошкольного учреждения требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе [6].
В принятом законе «Об образовании в Российской Федерации» также определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования». Особую значимость приобретает укрепление воспитательных и образовательных функций дошкольного учреждения, а также изменений, которые происходят в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и методов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей [5].
С какими же трудностями при реализации поставленной задачи сталкиваются дошкольные образовательные организации?
В качестве основных причин трудностей можно выделить следующие:
- невысокий общественный статус работы воспитателя;
- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
- невысокий профессионализм современных воспитателей;
- отсутствие информации у родителей о жизни ребенка в дошкольном учреждении, а также, у воспитателей о жизни ребенка за его пределами;
- отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;
- отсутствие у воспитателей желания «живого» общения, и стремление заменить его информационными стендами, анкетированием;
- недостаточный уровень взаимодействия дошкольного учреждения и семьи воспитанника.
Основной целью семьи и любой образовательной организации является формирование личности ребенка. Родители и воспитатели – две мощные силы, роль которых в процессе формирования личности каждого человека невозможно переоценить. Чтобы воспитать из ребенка полноценного человека: культурного, нравственного, творческого и социально зрелого, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились своими знания, своим опытом и добротой с детьми. Поэтому, взаимопонимание, взаимодополняемость и совместное создание дошкольного и семейного воспитания в образовании и воспитании подрастающего поколения имеют особое значение.
Будущее развитие ребенка зависит от отношений, установленных между педагогами и родителями. Из-за нестабильных отношений между воспитателями и родителями могут пострадать интересы ребенка. Взаимодействие в интересах ребенка родителей и педагогов может стать эффективным, если они будут единомышленниками, что даст возможность им лучше познать ребенка, и таким образом, помочь взрослым в осознании индивидуальных особенностей ребенка, развитии его способностей. Поэтому, установление позитивных отношений между педагогами и родителями, разработка новых способов работы с родителями для продвижения педагогических знаний является одной из основных задач ДОУ, воспитателей и специалистов.
В качестве основных возможностей эффективного взаимодействия ДОУ с семьей воспитанников можно выделить четыре основных направления в рамках реализации ФГОС ДО: информационно-аналитическое, познавательное, досуговое, наглядно-информационное.
Информационно-аналитическое направление подразумевает выявление потребностей, интересов, пожеланий родителей, их педагогического уровня и установление эмоциональных контактов между педагогами, родителями и детьми, используя для этого методы анкетирования, опроса, интервью, тестирование.
Познавательное направление подразумевает знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями дошкольников, формирование у них практических умений воспитания детей. Для эффективной реализации данного направления используются групповые собрания; индивидуальные консультации и беседы; выставки поделок и детских работ, которые изготовлены совместно с родителями; участие родителей в подготовке и проведении развлечений, праздников, совместные экскурсии; совместное создание предметно-развивающей среды; семейные проекты.
Досуговое направление нацелено на установление теплых доверительных отношений, эмоциональный контакт между воспитателями и родителями, между родителями и детьми. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы ребенка, рассмотреть трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только с ребенком, но и с другими родителями. Праздники должны проводиться не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько труда и сил необходимо вложить в подготовку любого праздника.
Наглядно-информационное направление позволяет родителям получать всю информацию в доступной форме, тактично напоминая об их обязанностях. Этого можно добиться путем оформления информационных стендов, родительского уголка; объявлений и рекламы, папок-передвижек, фотовыставок.
Одной из возможностей эффективного взаимодействия воспитателей детского сада и родителей является разработка единых требований по воспитанию ребенка. К сожалению, многие семьи в данной ситуации самоустраняются от воспитания детей по всевозможным причинам : первые озабочены финансовым состоянием семьи, вторые, не обладая психологическими и педагогическими знаниями, перекладывают обязанности на дошкольные организации, третьи не считают необходимым интересоваться жизнью ребенка и группы. И важно четко продумать какие формы и методы работы можно использовать с данными категориями родителей [3].
Следующей возможностью эффективного взаимодействия выступает создание и реализация в ДОУ необходимых условий : готовность педагогов взаимодействовать с родителями; настрой родителей совместно с ДОУ воспитывать своих детей; определение общих целей и задач, важных для педагогов и родителей, в рамках которых будет осуществляться взаимодействие; разработка содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников [1].
Как мы видим, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов взаимодействия – родителей и педагогов, их готовность сотрудничать [4].
В своей деятельности современные воспитатели должны использовать разнообразные интерактивные формы взаимодействия с семьей воспитанника, которые позволяют привлечь родителей в процесс развития, обучения и познания собственного ребенка, например:
- дни открытых дверей, позволяют родителям увидеть изнутри взаимодействие воспитателей с детьми, а также самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов;
- тренинги и мастер-классы, которые дают возможность обогатить практический опыт родителей, а также родителям самим продемонстрировать свои успехи в вопросах образования и воспитания детей;
- тематические акции, содействуют расширению представлений у родителей и детей по разным образовательным областям программы;
- родительские кружки (клубы, направлены не на назидательно-поучительную форму взаимодействия, а на совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку;
- организация разнообразных творческих выставок;
- разработка сайта образовательного учреждения [2].
Таким образом, основными возможностями эффективного взаимодействия ДОУ и родителей выступает выработка единых требований к воспитанию ребенка; создание и реализация в ДОУ необходимых условий, а именно готовность педагогов к взаимодействию с родителями; настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей; разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. В своей деятельности воспитатели должны использовать разнообразные интерактивные формы взаимодействия с семьей воспитанника, например: дни открытых дверей, тренинги и мастер-классы, тематические акции, родительские кружки (клубы, организация разнообразных творческих выставок, разработка сайта образовательного учреждения.
Список литературы
1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова. – М., 2002.
2. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. – 112 с.
3. Меренков А. В. Родители и педагоги : растим ребенка вместе / А. В. Меренков. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.
4. Румянцева Т. А., Деньгина А. Ю., Рядинская Н. В. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №1. – С. 25-27.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.