МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Возможности сказки для развития личности дошкольника»

Маргарита Черныховская
Консультация для педагогов «Возможности сказки для развития личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.

Темочки:

Сказка должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.

Сказкав психологии в настоящее время становится весьма популярным психокоррекционным и психотерапевтическим методом, она активно используется психологами в работе с детьми. Сказка позволяет решать практически любые психологические проблемы детей. Н. Пезешкиан, говорит о том, что современная практическая психология все чаще возвращается к первоначальной функции сказки как эффективного, естественного, стихийно возникшего и используемого психотерапевтического средства. Способность сказки «лечить» психику через воспроизведение и проигрывание простых, но глубоких архетипически укорененных ситуаций основана на многословности сказочного сюжета, в котором можно выделить несколько плоскостей анализа, приблизительно соответствующих психоаналитическому рассмотрению человеческой психики как состоящей из сознательного и бессознательного.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «психокоррекции сказками», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения человека, ребенка, поиск нестандартных оптимальных ходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Позитивная психотерапия Н. Пезешкяна: смысл сказки усваивается сознанием. Если на сознательном уровне ребенок воспринимает сказочный, волшебный мир и проживает события не вполне всерьез, играючи, то его подсознание «верит» в сказочные ситуации как реальные. На подсознательном уровне происходят изменения в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций.

В историческом контексте можно выделить несколько этапов влияния сказки на детей:

1 этап - фольклорный. Сказка- вид устного народного творчества, трансформировавшийся в ирреальный, неэтимологический пласт из мифа (трудно устанавливаемое различие между ними на архаическом этапе, что подтверждается отчетливой сюжетной связью мифов с архаическими обрядовыми сказками, историями о «тотемных» животных.

2 этап - научный. Разведение, исследование и собирательство сказок и мифов. С середине ХIХ в. сказка становится самостоятельным объектом исследования.

3 этап - узконаправленный психотехнический. Использование сказки только как средства (ситуации) развития личности, психодиагностики или возможной коррекции. В этом свете выделяются разнообразные подходы к использованию ее терапевтического потенциала, а именно:

• бихевиористский (поведенческий, где сказка рассматривается как способ естественного описания различных возможных форм поведения и моделей взаимоотношений по типу «что будет, если…»;

• ролевой (трансактный анализ) - акцент на ролевое взаимодействие персонажей, т. е. сказка рассматривается как презентант определенной, четко прописанной роли (ирреальной, но чаще всего реальной, игру которой можно взять за основу дальнейшего жизненного сценария;

• субличностный, комплексно субъективный (юнговский аналитический)- отражение в образе различных, четко прорисованных персонажей разных граней одной личности – «Я», т. е. герои сказки выступают как субличности;

• эмоциональный – сказка как наиболее эффективный прием «оттачивания» чувств и эмоций путем их искусственно вызываемой гиперболизации в процессе создания специально ориентированных (направленных) ситуаций; данный подход созвучен идее психодрамы;

• гипнотический - сказка, явно или подсознательно оказывая сильное эмоциональное воздействие на слушателя (т. е. вводя его в состояние, подобное трансу, способна внушить (подсказать, навязать) содержательный выход из возникшего у него аналогичного затруднения;

• конфликторазрешающий, максимально проявляющийся в процессе создания ребенком страшных историй, сказок – страшилок, ужастиков, где сказка выступает как отражение душевных метаний, «архетипических» конфликтов конкретного человека.

4 этап – комплексный. Использование сказки одновременно как способа коррекции существующих у респондента отклонений, развития его личности в целом с акцентом на природосообразность данной формы, тяге последнего к приключениями, заложенной традициями и обычаями идее борьбы добра со злом, важности знания ее фольклорных основ.

На современном этапе работа со сказкой рассматривается как клиентоориентированный нестандартный метод эффективной психотерапевтической (диагностической, коррекционной) работы.

Концепция комплексной работы со сказками В. И. Пономаревой базируется на 5 видах сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные.

Художественные делятся на 2 большие группы сказок: народные и авторские (созданные многовековой мудростью народа и авторские истории).

Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевческий и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природы была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему созданию было свойственно находить персоналии человеческим чувствами и отношениям (любовь, горе, кручина и пр.). Это явление мы также используем в психолого – педагогической практике сегодня.

Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Консультация для педагогов «Скрытые возможности игры в домино для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Скрытые возможности игры в домино для детей дошкольного возраста» Любимая игра многих детей - "Домино". Незатейливое с виду, будь то ягодки или животные, знакомые герои из мультиков, цифры или точки,.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Возможности сказки для развития личности дошкольника»
Опубликовано: 5 января 2025 в 18:40
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Возможности сказки для развития личности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Черныховская (УИ 411838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД