Ирина Николаева
Возможности проектной деятельности в развитии познавательного интереса детей
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с неотъемлемой презентацией последних итогов.
Проектное обучение возможно представить как метод организации педагогического процесса, базирующийся на содействии с находящейся вокруг окружающей средой, поэтапную практическую работу по достижению установленной цели.
Публикация «Возможности проектной деятельности в развитии познавательного интереса детей» размещена в разделах
В основе метода проектов находится концепция об ориентированности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в ходе коллективной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). «Решить проблему или работать над проектом в данном случае - значит применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат». Проекты, вне зависимости от вида обладают необходимостью в постоянном интересе, поддержки и сопровождении со стороны взрослых на любом периоде реализации. Отличительной особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования считается то, что дошкольник еще не способен в отсутствии взрослых отыскать противоречия в окружающем, выразить проблему, установить цель (замысел). По этой причине в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит вид партнерства, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут являться не только источниками информации, настоящей помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать прямыми участниками образовательного процесса, обогатить собственный педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Значение данной технологии — развитие вольной творческой личности дошкольника. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в ходе каковой ребенок познает мир вокруг нас и воплощает новые знания в настоящие продукты. При всем этом проектом является любая деятельность, которая была выполнена от всего сердца, с высочайшей степенью самостоятельности группой дошкольников, которые были объединены на этот момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Это способ обучения, содействующий развитию самостоятельности мышления, который помогает реб нку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он, предусматривает подобную концепцию преподавания, когда дети приобретают знания и овладевают умениями в ходе выполнения системы спланированных фактических задач. Данное обучение посредством поисково-познавательной работы, что ориентирована на результат, который выходит при решении той или иной проблемы. Метод проектов дает возможность сформировать самостоятельную и ответственную личность, формирует творческие основы и интеллектуальные возможности, а кроме того содействует развитию целеустремл нности, упорству, учит одолевать трудности, образующиеся по ходу процесса, а основное мастерству контактировать со сверстниками и взрослыми, увеличивает авторитет реб нка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов возникают именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.
Главной задачей проектного исследования является активизация личностной позиции, исследовательского мышления. В педагогике акцентируются последующие задачи характеризующие развитие дошкольников в проектной деятельности : обеспечение эмоционального благополучия и здоровья детей; формирование познавательных возможностей; формирование творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных способностей.
В старшем дошкольном возрасте – развитие предпосылок искательной исследовательской работы, интеллектуальной инициативы; формирование умений устанавливать вероятные способы постановки задач с поддержкой старшего, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Педагогическое проектирование позволяет сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности.
Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещ не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи.
Таким образом, проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать е возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.