Светлана Крысанова
Возможности использования природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Природа повседневно воздействует на ребенка. Но ребенок многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения, оценить расстояние на «глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает».
Публикация «Возможности использования природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывать о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды, что солнце бывает разным, (зимой – далекое, холодное, а летом – жаркое, а луна – не всегда круглой. Дети дошкольного возраста усвоят эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с помощью взрослого.
В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью, разворачивающейся перед ним картины мира.
Задача воспитателей – помочь детям обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый культуры в образе их жизни и отношении к окружающему миру, - писал А. Н. Леонтьев
Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки взрослых. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители и педагоги трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и тогда дети будут впитывать эти эмоции и чувства.
И наоборот, если ребенок не только становится свидетелем, но и соучастником взрослых в лесу, на поляне, он вырастет бездумным, жестоким.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература.
Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений, говорит В. Г. Белинский. «Для этого, - указывает он, - надо одушевить для них весь мир и всю природу, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…»
Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, поможет созданию ярких образов, обогатит словарь детей. Например, во время снегопада можно прочитать детям стихотворение И. Сурикова «Зима». После проведенных наблюдений за ростом, созреванием земляники в старших группах хорошо выучить с детьми стихотворение Е. Трутневой «Земляника». Стихотворения П. Воронько «Липка», «Березка», А. Плещеева «Травка зеленеет» дают художественные образы знакомых детям деревьев, птиц, вызывают к ним любовное, бережное отношение.
Очень важно, чтобы речь взрослого точно отражала свойства природного объекта, и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии.
Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, воспитатель должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега.
В любое время года находится материал в природе для эстетического воспитания детей.
Большое значение в процессе формирования эстетических чувств ребенка средствами природы приобретает ближайшее природное окружение ребенка. Организация работы и создание природного окружения бывают различные по формам (клумбы, ландшафтный дизайн, экологическая тропинка и т. д.)
Большую популярность приобретает создание на участке детского сада альпийских горок. Основное требование к альпийской горке, чтобы она гармонично вписывалась в окружающий ландшафт и не выглядела на участке просто громоздким нагромождением каменных руин. Она должна смотреться так, точно это выход на поверхность скальной породы. Важно найти для вашей горки неповторимый образ. Следуя рекомендациям специалистов, неплохо дать волю и собственной фантазии, не забывая, что одно из названий альпийской горки - каменистый сад фантазийного стиля.
Альпийскую горку можно выкладывать вмести с детьми. Большие камни выкладываем сами, а маленькие дети. Потом готовим посадочный грунт, и вмести с детьми, высаживаем растения.
Чтобы альпийская горка всегда выглядела декоративно и радовала глаз, нужно правильно подобрать растения, которые составят её зелёную основу. Наиболее часто используются мыльнянка, ясколка, бурачок скальный, папоротники, луковичные растения, злаки.
В трещинах между камнями прекрасно смотрятся низкорослые растения, такие как тимьян, камнеломка, молодило, зверобой, простер, примула. Можно высадить такие кустарники, как вереск, розмарин, азалия, миниатюрные розы. Неплохо смотрятся мхи и брусничные кочки.
Карликовые хвойные деревца сделают альпийскую горку зелёной круглый год. Такая работа очень нравится детям.
Также для эстетического воспитания детей через природу можно использовать экологические тропы. Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты).
Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав,мхи.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада следует учитывать, что на ней должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности создайте условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым как бы оформив «Живую Красную книгу». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»).
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовика, Флору и т. п.).
Таким образом, использование природы в эстетическом воспитании должно осуществляться круглый год в процессе разнообразных видов детской деятельности. В дошкольном возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Знакомиться с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире лучше всего в естественных природных условиях : через ощущения, используя все анализаторы, ребенок сможет более полно ощутить мир форм, звуков, красок, запахов.