Ирина Аглинишкене
Конспект занятия «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Воздух — невидимка»
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Публикация «Конспект занятия „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Оборудование: стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички,карточки-символы, трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.
Сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем,
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Правильно, это воздух.
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде : на улице, в комнате, на земле, в воде и даже внутри нас.
Сегодня мы поговорим с вами о воздухе.
Можно ли жить без воздуха? Почему?
Где же он? Куда спрятался?
Чтобы подтвердить ваши ответы, давайте проведем опыты.
Опыт №1. «Как поймать воздух»
Воспитатель:
Кто из вас видит воздух? Я тоже его не вижу, но знаю, что он есть вокруг нас.
Я предлагаю поймать воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте его поймать. Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Что в них находится? (воздух)
Какой он? (прозрачный, бесцветный, невидимый)
Вы его видите? (нет)
Воспитатель:
А я думаю, что там ничего нет.
Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете?
Дети: Шипение, так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Воспитатель:
Молодцы! Вы сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Воспитатель:
«Воздух не имеет цвета. Он прозрачный и мы его не видим»
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)
Воспитатель: Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
«Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы»
Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
Воспитатель:
Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.
Что происходит? (выходят пузырьки)
Как вы думаете, почему появились пузырьки? (выходит воздух)
Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Дети:
Потому, что воздух легче воды.
Физкультминутка
Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем
Ветер дует нам в лицо
закачалось деревцо
ветер тише, тише
деревцо все выше выше
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? (нет)
Какой запах у воздуха? (нет запаха).
Какой можно сделать вывод? (воздух не имеет запаха)
Воспитатель:
У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ. Попробуйте догадаться, в какой банке, что находилось.
Игра: «Угадай по запаху»
Дети по запаху определяют, какие вещества находились в банках (чеснок, лимон, чистый воздух).
Воспитатель:
Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Опыт №4 «Движение воздуха»
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
Итак, делаем вывод, что воздух – движется.
Поставьте новую карточку-обозначение свойства воздуха : «Воздух движется»
Воспитатель:
Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
Как вы думаете, сможет ли человек жить без воздуха?
Давайте это проверим.
Опыт № 5 «Не дышу»
Воспитатель:
Сейчас я предлагаю вам проверить, сколько времени может человек обойтись без воздуха. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами, а я засеку время с помощью песочных часов.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ.
Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)
Деревья работают как пылесосы.
Они очищают воздух.
Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха.
Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Конечно, в лесу хорошо, спокойно.
- Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей).
-Что категорически запрещено делать в лесу?
- Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле.
Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
Рефлексия. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздухом дышат люди и животные.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Воздух не имеет цвета.
Воздух можно услышать.