Людмила Веренич
Восприятие художественной литературы. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Задачи. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
Формировать умение детей понимать и оценивать характер и поступки героев.
Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки, некоторых особенностей литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения)
Публикация «Восприятие художественной литературы, Русская народная сказка „Лисичка со скалочкой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Лисичка со скалочкой», сказка
- Темочки
Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки.
Оборудование: презентация сказки «Лисичка со скалочкой» с красочными иллюстрациями.
Ход.
1. Организационный момент.
2-й слайд
- Ребята, а кто из лесных животных самый страшный? (Волк — зубастый, злой).
- Кто самый слабый и трусливый? (Зайчик. Он всех боится; хвостик, ушки дрожат) - Кто в лесу самый красивый? О каком звере и в сказках говорят «красивая шубка»? (Лисичка — рыжая красавица).
- Вспомните, какие прозвища у этих животных в сказках. (Волчик - братик, волчок — серый бочок, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка).
3-й слайд
Физкультминутка «Волк»
Серый волк крадется в чаще – идут по кругу крадучись.
Очень страшный, настоящий.
Громко лязгает зубами.
Ой, бежим скорее к маме. – разбегаются в стороны
4-й слайд
2. Чтение сказки
- Лиса в сказках не только красивая, но еще и хитрая, старается всех обмануть.
Послушайте внимательно историю о лисичке, а потом расскажите, какая лиса.
Лисичка со скалочкой
5-й слайд
Шла лисичка по дорожке.
6-й слайд
Нашла скалочку.
7-й слайд
Взяла её и пошла дальше.
8-й слайд
Пришла в деревню и стучится в избу:
9-й слайд
- Мужичок, мужичок, пусти переночевать!
- У нас и без тебя тесно, - говорит мужичок.
10-й слайд
- Я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Он её пустил.
11-й слайд
Рано поутру лисичка встала, сожгла скалочку, а после спрашивает:
- Где же моя скалочка? Я за неё и курочки не возьму!
12-й слайд
Ничего не поделаешь, пришлось мужику отдать за скалочку курочку.
13-й слайд
Взяла лиса курочку, идёт и поё т:
Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку,
За скалочку взяла курочку!
14-й слайд
Тук-тук-тук - стучится она к другим: - Кто там?
- Я, лисичка-сестричка, пустите переночевать!
- У нас и без тебя тесно.
- Я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку.
Её и пустили.
15-й слайд
Рано утром лисичка вскочила, съела курочку и говорит:
- Где же моя курочка?
Я за неё и уточки не возьму!
16-й слайд
Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать за курочку уточку.
17-й слайд
Взяла лисичка уточку, идёт и поё т:
18-й слайд
Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку.
За скалочку взяла курочку!
За курочку взяла уточку!
19-й слайд
Тук-тук-тук - стучится она в третью избу:
- Кто там?
- Я, лисичка-сестричка, пустите переночевать!
- У нас и без тебя тесно.
20-й слайд
- Я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, уточку под печку.
21-й слайд
Её и пустили. Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, уточку под печку.
22-й слайд
Рано утром лисичка вскочила, съела уточку и говорит:
- Где же моя уточка? Я за неё и девочки не возьму!
23-й слайд
А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисе.
24-й слайд
Лиса собралась в дорогу, взяла мешок.
25-й слайд
Идё т и говорит:
- Девочка, пой песни!
26-й слайд
А собака как зарычит!
Лисичка испугалась, бросила мешок да бежать.
27-й слайд
Собака выскочила из мешка, да за ней.
28-й слайд
Лиса от собаки бежала-бежала да под пенёк в нору ушла.
29-й слайд
Сидит там и говорит:
- Ушки, ушки, что вы делали? - Мы всё слушали.
- А вы глазки? - Мы всё глядели.
- А вы ножки, что делали? - Мы всё бежали.
- А ты, хвост? - А я всё тебе бежать мешал.
- А, ты всё мешал!
30-й слайд
Лиса рассердилась на хвост и высунула его из норы:
- Ешь его, собака!
31-й слайд
Собака за хвост ухватилась и вытащила лису. Всю её нарядную шубу порвала!
После рассказывания воспитатель проводит беседу, в ходе которой использует иллюстрации.
- В сказках все может случаться, потому что сказка — необыкновенная история.
Беседа по содержанию сказки
- История о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка? Почему вы думаете, что выдумка?
- Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать?
- Что значит слово «плутовка»? Как вы его понимаете?
32-й слайд
- Расскажите, с чего все началось.
- Как каждый раз лисичка обманывала хозяев?
Дети отвечают.
Интонационное упражнение
- Попробуйте сказать так, как лиса просилась переночевать. Что лиса говорила? Каким голосом? (Дети отвечают).
- А каким голосом лиса требовала утром пропажу? Скажите так, как она говорила. (Дети отвечают).
Воспитатель предлагает детям проговорить диалоги лисы и хозяев.
- Расскажите, как была наказана лиса за свой обман. (Дети отвечают).
Воспитатель предлагает детям инсценировать сказку после сна.
Итог.
- Понравилась вам сказка? Что особенно вам понравилось, запомнилось.
- Мне тоже понравилось с вами играть.