Мелиса Аббасова
Воспитательское занятие «Доброта спасет мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательское занятие «Доброта спасет мир»
Возраст 12-14 лет, обучающиеся с ОВЗ
Цели занятия :
Образовательная: поразмышлять с детьми о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, расширять знания детей о доброте и её роли в жизни каждого человека.
Публикация «Воспитательское занятие „Доброта спасет мир“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивающая: раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у детей мотивации к совершению добрых поступков, развивать внимание, память, смекалку, речь.
Воспитательная : закреплять правильное отношение к нравственным ценностям человека, формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность, воспитывать доброжелательность, стремление совершать добрые дела.
Оборудование: название темы занятия, разрезанные пословицы, рисунки детей о добре и зле, солнышки, запись песни Т. Мухаметшиной «Иди дорогою добра», карточки с текстами ситуаций, древней китайской сказки, клятвы доброго волшебника.
Ход ЗАНЯТИЯ:
• Организационный момент.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и с хорошим настроением присаживайтесь на стулья. Нам сегодня на занятии понадобятся хорошее настроение, внимание, память, смелость. Наше занятие посвящено качеству, без которого человек не может быть человеком. Вам нужно внимательно послушать стихотворение и постараться догадаться, о каком качестве идёт речь?
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого
В нём забота и ласка, тепло и любовь,
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт.
И о боли других позабыть не даёт.
Догадались, что это? Ведь она.
Именно доброте посвящена наше занятие с целью воспитания в каждом из вас стремления совершать добрые дела.
А в последние время появилось очень много зла. Зло совершается по отношению друг к другу, к животным, к природе. Добро и зло - это главные основные понятия нравственности. Всё, что помогает человеку и природе, идет на пользу – добр0, а что вредит этому - зло.
Добро и зло творить
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
• Послушайте древнюю китайскую сказку.
Древняя китайская сказка.
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в птиц из рогаток, и объявил:
- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорчённый император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума - не лучше.
• Как вы понимаете последнюю строчку сказки?
• Какими должны быть добрые дела?
• А у вас были такие поступки, совершённые из добрых побуждений, о которых впоследствии пришлось пожалеть?
• Почему мы так поступаем?
Недаром в народе говорят: «Доброта без разума пуста». В народе всегда относились к доброте по-особому. Слагалось много пословиц и поговорок, песен, загадок.
Во время подготовки к занятию я нечаянно выронила копилку с пословицами и поговорками о доброте. Они рассыпались на части. Давайте восстановим некоторые из них:
• Доброта творит / чудеса.
• Доброе слово лечит, / а злое калечит.
• На добрый привет, / добрый ответ.
• Где добро, / там исчезает зло.
• Хорошие дети доброе слово / послушают.
• Доброта кончается / радостью.
Эти пословицы подсказывают нам, что добро создаём мы сами, оно складывается из наших добрых дел, чувств, памяти на добро. Но бывают, к сожалению, случаи, когда некоторые люди относятся друг к другу с непониманием. Рассмотрим несколько ситуаций. У вас на столах карточки с описанием ситуации. Вам надо прочитать, распределить роли и разыграть данную ситуацию.
(звучит тихая музыка, дети готовятся)
Ситуация № 1
По улице шли 2 прохожих. У первого, 65 летней старушки, было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки, 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У вас упала книжка! - закричал мальчик, догоняя старушку.
- Разве? - удивилась та.
- Конечно, - объяснил мальчик. - У Вас же было 3 книги, + один портфель, + один пакет – итого, 5 вещей, а теперь осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - ответила старушка, с трудом поднимая упавшую книжку. - Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.
• Какие же правила не усвоил школьник?
• Как он должен был поступить?
• Из наших собранных пословиц, какая подходит к данному случаю?
(Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить).
Ситуация № 2 «Горький апельсин»
Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
- Что это у тебя? - спросил подбежавший Илья.
- Разве не видишь? - буркнула Маша.
- Мандарин! - обрадовался Илья. - Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал.
- А вот и не отгадал.
- А что же?
- А-пель-син! - розовая долька исчезла во рту.
- А мне дашь попробовать?
- Да он не вкусный, горький и кислый.
- Да ничего, дай хоть долечку.
- Говорю тебе, - он поганый, - и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у неё из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
- Что же ты плачешь? Он же поганый!
• Опишите девочку. Какая пословица подойдёт ко второму случаю?
(Доброта кончается радостью)
- Вы хотели бы иметь такую подругу?
Вокруг все: взрослые и дети, растения и животные - нуждаются в сердечной чуткости, отзывчивости, доброжелательности, в добром к себе отношении.
Эти случаи из жизни
Можно дальше продолжать.
Но давайте скажем дружно:
Друг друга нужно уважать!
Физминутка: К нам на занятие прискакал мячик. Посмотрите, какой красивый мячик, но он почему-то грустный. Почему?
(С ним никто не играет)
- А вы хотите поиграть с мячиком? Игра называется «Скажи наоборот». Воспитатель бросает мяч ребёнку, называет «плохой поступок», а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, называет противоположенный по значению поступок:
• разорвать книгу - склеить книгу
• толкнуть - обнять
• ударить - приласкать
• намусорить - убрать
• поломать - починить
• нагрубить - поблагодарить
• промолчать при встрече - поздороваться
• бросить в птиц камнем - покормить птиц
• обманывать - сказать правду
• агрессивность- сострадание
• равнодушие - забота
Молодцы! Вот и мяч развеселили, так как доброта и добрые поступки всегда приносят радость всему окружающему.
Доброту можно равнять солнцу, которое есть в природе. Как и солнце, она всем светит, всех греет и всех любит. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с заботой - звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, ласку, свет, сострадание, вежливость, благородство. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Она излучает волшебную силу доброты всем-всем. А чтобы полностью превратиться в волшебника, необходимо произнести клятву добрых волшебников.
Клятва добрых волшебников :
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда,
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Будь счастлив, что день не напрасно ты прожил,
Что годы живёшь ты не зря.
Я поздравляю, каждый из вас стал добрым волшебником. А теперь включите свою фантазию и напишите на сотворённых вами солнцах свою мечту - устройства планеты доброты. Начните так: «Став волшебником я сделаю так, чтобы.»
(чтение вслух)
Слушая вас, я поняла какие вы добрые и недаром говорят, что доброта живет в душе каждого человека. И именно поэтому душа бессмертна.
Итак, подведем итоги:
• Что такое доброта?
• А как себя ведет добрый человек?
• А что такое зло?
• А как можно узнать о доброте другого человека?
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло от солнца:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло!
Идите, мои друзья, всегда дорогою добра и творите добро другим во благо. Вот вам мой наказ! До свидания! До счастливых новых встреч!