Шульгина Елена Геннадиевна
Воспитательный час «Скажем: «Нет!» сквернословию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать стойкую неприязнь к сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам.
Задачи:
- познакомить с историей сквернословия, с губительным влиянием сквернословия на здоровье человека, на личность;
- развивать коммуникативные навыки,умение работать в группе;
- воспитывать нравственно-этические чувства, отрицательное отношение к порокам человечества.
Публикация «Воспитательный час „Скажем: „Нет!“ сквернословию“» размещена в разделах
Оборудование: информационные карточки с историей сквернословия, фломастеры, листы бумаги, слова – подсказки для составления лозунгов, магнитная доска, магнитики, карточки «Да» и «Нет», видеоролик, телевизор.
Ход занятия
I. Вступительное слово. Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель:- -Здравствуйте ребята. Я рада нашей сегодняшней встрече.
Каждый человек имеет большое количество привычек, как полезных, так и вредных. Полезные привычки нам помогают, а вредные нам мешают … Я предлагаю вам поговорить о привычке которую вы отгадайте, сложив слово из букв, распутав путаницу. (буквы слова СКВЕРНОСЛОВИЕ)
Воспитатель:- Как вы понимаете слово сквернословие? Ответы детей
Воспитатель:- В Словаре Ожегова: «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами». У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
В словаре живого великорусского языка Владимира Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное»
Вывод -Сквернословие – это речь наполненная, непристойными словами, бранью.
Дидактическая игра «Да», «Нет»
Воспитатель: - Сейчас проведем эксперимент. Я прошу выйти к карточке «ДА» тех, кто употребляет скверные слова в своей речи, а кто не употребляет, встаёт к соответствующей карточке «Нет».
- Кто встал под карточку «Да» Очень хочется услышать от вас, а зачем вы употребляете в своей речи сквернословие? Когда? (Ответы детей)
Воспитатель: - Я поняла, что ругаетесь вы из - за обиды, хотите выглядеть крутыми, это уже вошло в привычку у вас. Ругаясь, вы выплескиваете тем самым свои эмоции, и я уверенно могу сказать из-за нехватки словарного запаса. Спасибо, можете занять свои места. Дети занимают свои мес
та
II.Изучение нового материала
1. Беседа «Вред сквернословия»
Воспитатель:- Сквернословие – это очень большая проблема, которая существует в нашем современном мире. Бранные слова можно услышать везде: в семье, на улице, в школе, детских садах, в транспорте, по телевидению и даже от людей имеющую определенную власть.
- Но самым страшным является то, что гнилые слова стали обыденной речью, превратилась в привычку и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.
- Мало кто из вас догадывается, что сквернословие как и хамство – это оружие безнравственных, невоспитанных, неуверенных в себе людей. Матерная брань, говорит о духовной болезни человека. Ещё римский философ Сенека говорил: «Речь – это показатель ума»
2. Работа с текстом
Воспитатель:- Откуда пришло к нам сквернословие вы узнаете, поработав с информацией, которая находится у вас на столах. Дети читают, выделяют главную мысль из текс
та.
Обсуждение и выводы из информации
3.«Эстафета хороших слов».
Воспитатель:- Каждый будет называть добрые слова, передавая игрушку, последние подходят ко мне и передают игрушку. (Эстафета)
4. Просмотр видеоролика
Воспитатель:- И так, чем же опасен мат? Самым важным подтверждением является то, что он опасен для здоровья. Взглянем на брань с точки зрения науки. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом -необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Медики говорят о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия».Название происходит от греческого копрос - грязь и lalia - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к нецензурной брани безо всякого повода (Просмотр и обсуждение видеоролика).
5. Практическая работа
Воспитатель: - После услышанного и увиденного, как вы думаете, нужно ли избавляться от скверных слов? (Ответы детей)
Воспитатель: - А как? Давайте подумаем. Что же нужно делать для этого? (Ответы детей)
Работа в группах
Воспитатель: -Я предлагаю разделиться на 2 группы, каждая из которых будет вырабатывать свои предложения.
Как бороться со сквернословием в семье?
Как бороться со сквернословием в классе?
III.Итог. Рефлексия
Воспитатель:- В начале нашей встречи мы провели эксперимент. Давайте его повторим. У кого появилось желание избавиться от сквернословия подойдите к карточке со словом «Да», а те, кто не решился избавиться, подойдите к карточке со словом «Нет».
- «Да» - вы сделали свой выбор.
- «Нет» - а вам еще раз, стоит задуматься, какой вред вы приносите себе и другим, употребляя сквернословие в своей речи.
- Полезен ли был наш сегодняшний разговор?
- Какой вывод можно сделать?