Виктория Лукьянова
Воспитательное занятие «Планета — наш дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Планета – наш родной дом
Цель: формировать у воспитанников навыки экологической культуры. Задачи: -расширить представление об экологической культуре; - развивать познавательные процессы: словесно-логическую, образную память, произвольное внимание, ассоциативное и творческое мышление; - воспитывать стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды, бережное отношение к природным ресурсам, любовь к родному краю.
Подготовительная работа
Публикация «Воспитательное занятие „Планета — наш дом родной“» размещена в разделах
* Разучивание стихотворений с воспитанниками. * Подбор пословиц и поговорок. * Подготовка презентации. * Подготовка раздаточного материала.
Оборудование: презентация, аудиозаписи с музыкой для физминутки, карточки с пословицами и поговорками, «дерево».
Методы работы на занятии : словесный, наглядный, практический, стимулирование, сотрудничества.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методические приемы: стихи, диалог, игра, викторина.
Ход занятия.
I. Вступительная часть.
1. Психологический настрой Слайд 1
Воспитатель. У нас над головой общая крыша – голубое небо, у нас под ногами общий пол – земная поверхность, у нас общая лампочка – ласковое солнце, у нас общий водопровод – реки и родники.
Сейчас мы послушаем стихотворение и ответим на вопрос, чем для нас является природа?
1 воспитанник : Природа – это дом, в котором мы живем, И в нем шумят леса, текут и плещут реки. Под сводом голубым, под светом золотым Хотим мы в этом доме жить вовеки.
Ответ: природа-наш дом.
Вывод: природа-это наш дом.
II. Основная часть.
Слайд 2 (название темы)
1. Рассказ воспитателя :
Долгое время считалось, что человек – царь природы, который покоряет и подчиняет ее своим нуждам. Этот путь привел к многочисленным экологических катастрофам и ставит под угрозу саму жизнь человека на земле. Поэтому главное условие нашей жизни– не покорение, а сотрудничество с природой. На нашем занятии «Земля – наш родной дом» мы будем говорить с вами о том, почему загрязняется наша планета, что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение. Мы определим, как должен вести себя человек в общем доме под названием Земля, чтобы сохранить её для последующих поколений. Наше занятие мы посвятим экологии
2. Постановка проблемы.
- Как вы понимаете, что такое экология? (обучающиеся высказывают свои мысли по вопросу). 3. Характеристика понятия «экология»
Воспитатель. Что же означает слово «экология»?
«Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура.
Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтёках, выбиты стёкла, сломаны двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами труб небо, варварски вырубленные леса. Мутные отравленные ядовитыми стоками воды рек и озёр. А жить в нём не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас. Если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам, людям. Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса.
Сейчас мы увидим основные экологические проблемы нашей планеты.
Слайды 4-10.
Воспитанники воспроизводят содержание слайдов.
-Но случилась с ним беда:
Пятна нефти чаще, шире,
Просит помощи вода.
-Города как в плен, в оковы
Ядовитый смог берет,
-И кислотные готовы
облака удвоить счет,
-Вся оврагами покрыта,
Словно язвами, она,
Вдоль и поперек изрыта,
Почва тяжело больна.
-И страниц у книги Красной
Все количество растет…
-А была Земля прекрасной,
что же в будущем нас ждет?
Работа по презентации:
1 Какие экологические проблемы у нашей планеты?
3. А сейчас мы с вами выясним какие проблемы есть в нашем крае, в нашем городе? Слайд…. (красивый пейзаж Волги)
Воспитатель : наш город стоит на берегу великой реки Волги. Волга – самая крупная река в Европе. Она настолько широкая, что иногда с одного берега невозможно увидеть другой. У Волги живописные берега. Но самое главное достоинство Волги – это пресная вода. Сейчас нам Руслан расскажет стихотворение о том, как необходима нам вода.
Вы слыхали о воде
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без неё нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Для чего нам нужна вода?
-для питья, для приготовления еды…
Воспитатель : Человек ежедневно расходует 150 литров воды. Пресной воды, пригодной для использования, на Земле очень мало, причем на ледники Арктики и Антарктиды. В последнее время экологи все чаше говорят о надвигаюшимся питьевом голоде.
Ребята, кто может ответить, что такое питьевой голод.
-маленький запас пресной воды.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить множество товарных поездов. Даже в водах Северного Ледовитого океана нашли остатки стирального порошка. Слайд (грязная Волга)
К сожалению и у нашей Волги есть такие же экологические проблемы.
В каком состоянии берег Волги? Чем он загрязнен? Как мы можем помочь Волге? Какие правила поведения надо помнить, отдыхая на берегу реки. Выполняете ли вы их?
Примерные ответы учащихся: 1. Не мойте грязные машины вблизи водоёмов. 2. Не выбрасывайте в водоёмы мусор. 3. Ведите ловлю рыбы только разрешёнными способами.
5. Физминутка для глаз.
Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир.
6. Состояние лесов в области.
Воспитатель : В нашей области много лесов.
Ребята, кто из вас живет рядом с лесом?
Воспитанники рассказывают про лес, находящийся в их районе.
Воспитатель : Люди не могут обойтись без леса. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который вырабатывают заводы. Взамен выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек без пищи может прожить больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода – не более 3 минут. Вот почему так важен для человека лес, вот почему его надо охранять и беречь.
Воспитатель : Теперь давайте посмотрим, как чувствует себя находящийся около нашего города лес.
Слайды ….
- Почему на втором слайде лес неузнаваем? (Лес загрязнен мусором, оставленным окружающими).
- А знаете ли вы, что кожура банана разлагается – до 6 месяцев. Бумажный стаканчик — до 5 лет. Консервная банка — 10 лет. Деревянная палка — 4 года. Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет. Стеклянные бутылки — никогда.
Какие правила поведения в лесу вы соблюдаете? Что значит – охранять лес?
Слайд…. «Правила поведения в лесу»
(Воспитанники по очереди читают) Не рвите цветы. Не разоряйте муравейники. Не разводите костры. Не поднимайте крик и шум. Не оставляйте после себя мусор!
7. Динамическая пауза «Самолет» (под музыку)
Мы садимся в самолет, (Воспитанники приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодку рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Давайте вспомним, как учащиеся нашей школы помогали сохранить красоту леса. В нашей школе есть традиция, которая называется экологический десант. Весной мы выезжаем в лес и убираем там мусор. Мы с вами принимаем участие в экологической акции «Отчистим планету от мусора».
Слайд
8. Закрепление материала.
«Дерево спасения»
- Мне бы хотелось узнать, какую помощь вы можете оказать природе. Сейчас я раздам вам листики, а вы напишите на них, что вы могли бы сделать для спасения природы. После выполнения работы ребята зачитывают свои предложения и вешают листик на ветку.
Воспитатель : ребята, если вы окажете помощь природе, то деревья будут всегда такими зелеными.
Практикум «Делаем лилию из пластиковых вилок»
(под музыку Э. Морриконе «Капли дождя»)
Мы с вами говорили о том, что пластиковые предметы разлагаются 500 лет.
Пластиковую посуду надо выбрасывать в специальные контейнеры для переработки. Мы с вами сейчас не только не будим их бросать в неположенном месте, а попробуем сделать из них сувенир.
Обращаю внимание детей на доску, где находится образец поделки и объясняю, как выполняется поделка.
Техника безопасности при работе с пластилином:
Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду.
После окончания работы руки протереть бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом.
Самостоятельная работа.
Поэтапное изготовление поделки. Оказание помощи нуждающимся.
(Подвести итоги, похвалить учащихся индивидуально).
III. Подведение итогов занятия.
Воспитатель : - Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? - Какие факты вас удивили? - Какое впечатление у вас осталось после занятия? ( Примерные ответы обучающихся: - После занятия у меня появились тревога, ощущение опасности, вера в совесть человека, надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу сознательно, ответственно).
Закончить наше занятие я хочу словами словацкого поэта Павла Гвездослава: «Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
Я желаю, чтобы к красотам нашего дома, нашей неповторимой хрупкой Земли, вы прикасались только добрым сердцем.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
- Проявите свою причастность к её сохранению. Планета заболела! Мы должны её вылечить! Помните: Земля - единственная планета, на которой возможна жизнь! Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках!
Литература
1. А. Н. Захлебный “Книга для чтения по охране природы”, \Москва просвещение” 1986\ стр. 75-132.
2. В гармонии с природой /Ред. – сост. Л. И. Жук – Мн. : Изд. ООО “Красико-Принт”,2002
3. Рыжова Н. А. “Не просто сказки…” Экологические рассказы, сказки и праздники – М. : Линка – Пресс, 2002
4. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. :Азбуковник,1997.
Интернет-ресурсы
https://refdb.ru/look/2542385.html -
https://neposedu.ru/beregite_prirodu/
https://www.myshared.ru/slide/948238/
https://www.youtube.com/watch?v=iPCAH9lwQ_