Елена Щеголева
Воспитательная практика в деятельности педагога «Юный финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
«Юный финансист»
Цель: закладывать основу будущей финансовой безопасности и благополучия детей, позволить сформировать у них единую систему финансовых ценностей.
Задачи: Формирование у детей полезных привычек в сфере финансов, выработка таких качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, рациональность, честность, благородство, обязательность.
Публикация «Воспитательная практика в деятельности педагога „Юный финансист“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Научить детей правильному отношению к деньгам, способам зарабатывать и разумно их использовать.
Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер: покупка в магазине, плата за проезд в транспорте
Участники: дети 5-7 лет, родители.
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребенку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Каждая тема включает несколько занятий, направленных на всестороннее развитие. Мы сами определяли, какие использовать формы и методы работы по каждой теме и в каком объеме отобрать материал для конкретного занятия с учетом степени подготовленности и особенностей детей, а также решали, как задействовать в общей работе все предлагаемые формы и методы - в полном объеме или частично.
К каждому занятию подготавливали ключевой вопрос, который должен мотивировать детей, настроить их на активную деятельность, вызвать живой интерес и удивление. Этот ключевой вопрос предваряет начало каждой беседы с детьми. Детям дается возможность подумать над ним, высказать свои предположения, обсудить каждое из них, сделать нужные выводы.
Дети имели возможность обменяться своими впечатлениями после каждого прочитанного им текста. Все художественные произведения мы читали так, чтобы вызвать у детей соответствующие эмоции (от души посмеяться над героями, посочувствовать, посопереживать и пр., это было самой действенной нравственной оценкой прочитанного.
Также активно использовали пословицы и поговорки, которые представляют краткое и точное изречение в определенном жизненном случае, о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». С их помощью детям легче оценить различные явления человеческой жизни: поступки, характеры, взаимоотношения и выразить взгляды на жизнь. Детям объясняли, что все народы гордились и ценили мудрые пословицы, уважали тех людей, которые умело украшали ими свою речь. Эффективно использовали для освоения дошкольниками азов финансовой грамотности мини-спектакли.
Всегда напоминали детям, что они должны поделиться дома с родителями своими впечатлениями о том, что узнали нового.
По завершению проектных мероприятий дети смогли:
• активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия: деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр. ;
• имели представления о том, что зарплата – это оплата за качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
• понимать, что сначала зарабатываем – затем тратим;
• осознали, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут оставаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей;
• осознали, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
• поняли, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека;
• осознали главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купить.
В системе воспитания образовательной организации обучение детей финансовой грамотности занимает важное место, потому что результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.