залиха Идрисова
Воспитательная ценность дагестанских подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ДАГЕСТАНСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
ЗАЛИХА ИДРИСОВНА ИДРИСОВА -
кандидат педагогических наук, доцент,
кафедры дошкольного и начального образования, Дагестанский институт развития образования.
Тел. 89289620928
Электронный адрес: zalixaID@mail.ru.
Публикация «Воспитательная ценность дагестанских подвижных игр» размещена в разделах
Забота о физическом воспитании человека занимала и занимает одно из ведущих мест на всех исторических этапах развития человеческого общества. Система физического воспитания, развитие которой обусловлено эволюционными процессами, происходящими в общественной формации, призвана содействовать решению данной социально-педагогической проблемы.
В дагестанских народных подвижных играх заключено духовное богатство нашего многонационального края. В них отражено прошлое спортивно-игровой культуры, даны средства достижения физического совершенства молодежи.
В памяти народа сохранились игры, накопленные многими поколениями. Они определяют систему народного разностороннего воспитания детей.
В народных подвижных играх виден образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. В содержании игр и правилах заключены представления о чести, смелости, мужестве, вызывающие желания стать сильным, ловким, выносливым. Быстрота и красота движений наряду со смекалкой, выдержкой, волевым устремлением к победе, формируют качества будущего школьника.
В народных играх для воспитателей ставится цель передать детям колорит обычаев каждого народа, оригинальность самовыражения, своеобразие языка, разговорных текстов.
Воспитательное значение для современного ребенка заключено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, благодаря избранному содержанию (сюжету) уточняются представления ребенка об окружающей действительности, взаимоотношения с партнерами, удовлетворение волевых достижений. Например, в игре «Волк и овцы» внимание ребенка сосредоточивается на том, чтобы не пропустить время по словесному сигналу. Умение проявить выдержку, ловкость и выводится воспитателем в достоинство каждого из играющих.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Национальные подвижные игры и физические упражнения дагестанцев являются ценнейшим материалом для приобщения детей, подростков и молодежи к богатейшему этнокультурному наследию народа. Формирования их двигательного опыта и культуры движений, воспитания на основе народных обычаев, заложенных в национальных средствах физического воспитания таких нравственных качеств, как честность и справедливость, дисциплинированность и ответственность, взаимопомощь и т. д. Многие игры помогают усваивать народные традиции, побуждают детей быть храбрыми, сильными, ловкими и выносливыми.
Важнейшим аспектом является то, что народные игры имеют возрастную и половую дифференциацию. Как справедливо отмечается исследователем игр А. И. Красковым «В прошлом среди горцев Северного Кавказа физическое развитие женщин мало чем отличалось от мужчин». Примеры истории (Парту Патима, Хава из Тлярата, Бакия из Черкота и т. д.) свидетельствуют о хорошей физической подготовке дагестанских женщин. Они прекрасно владели конем и оружием, чего достигалось специальными тренировками наравне с мужчинами. Своеобразие в развитии девушек начиналось с детства. Такие игры как «Камешки», «Беневша», «Качели» (игры с мячами) назначались для развития мелкой мускулатуры рук, необходимой для ведения домашнего хозяйства, в уходе за детьми.
К наиболее древним видам народных игр относится игра в альчики (альчиками служат овечьи астраганы). Народ донес до наших дней много различных вариантов этой игры.
Следует отметить, что альчики использовали не только для игр. Они выполняли роль своеобразного жребия в различных бытовых моментах – при выборе имени для новорожденного, названия села, в решении тех или иных споров между тейпами, тухумами в определении степени мастерства танцоров и т. д.
Самым распространенным и любимым видом среди игр у горцев являлись состязания в беге. Проводились они между жителями села, а иногда и между жителями близлежащих населенных пунктов. Каждый аул, каждое село имело своих признанных бегунов, которые систематически тренировались, готовясь к предстоящим соревнованиям. Дистанция бега зависела от возраста участников и составляла расстояние от 500 метров до 4-х верст. Согласно правилам, взрослые участники состязания выступали в черкесках, папахах и чувяках, с кинжалами, шашками и винтовками (в более древние времена – с луком и колчанами со стрелами). Дети соревновались в повседневной одежде, и кинжал был только у тех, кто имел право его носить, т. е. достигшие 15-летнего возраста.
Пользовались бурками и для прыжков в длину. Сначала прыгали через развернутую бурку. Тот, кто после прыжка приземлялся на бурку, выбывал из соревнования. Выдержавшие первое испытание продолжали состязание. К бурке, разостланной на земле, клали вплотную другую, сложенную поперек, затем – в рост, затем – сложенную пополам и, наконец, развернутую полностью бурку. Для детей вначале клали свернутую в рост бурку, затем свернутую пополам, а затем – развернутую полностью.
Как у многих кавказских горцев, у дагестанцев высшим культом являлся очаг. Очаг и связанные с ним предметы – котел и цепь, на которую он подвешивался, – считались священными и выражали собой семейное единство. Это ярко отразилось в игре «Охрана очага» («Рукъ ц1уне»). Близка по содержанию к этой игре и игра «Охрана гостя» («Гьобол ц1уне»). Она является отражением горского гостеприимства и неприкосновенности гостя в доме горца, символом чести и достоинства.
Народная подвижная игра "Ц1еку бачи" способствует развитию речевого дыхания, так как, по условиям этой игры, на одном дыхании нужно произнести как можно больше раз одно и то же слово "Ц!ек|у". Эта игра развивает речь ребенка, улучшает произношение.
При выборе игры педагогу необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовленность, место проведения занятий, количество играющих и наличие инвентаря, определить место игры в педагогическом процессе, иметь в виду степень подвижности, т. е. интенсивности двигательной деятельности, физическую нагрузку, направленность игры на развитие двигательных качеств и формирование двигательных навыков и умений.
«ВОЛК И ОВЦЫ» - дагестанская народная игра.
Играет вся группа.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Выбирают “волка”. Остальные игроки называют пастуха, становятся за ним в колонну, причем каждый держится за талию впереди стоящего. Волк обращается к “пастуху” : «Целую зиму ничего не ел и страшно проголодался, дай мне одну овцу!»
Пастух: «Не дам!»
Волк: «Тогда отберу силой».
Пастух: «Попробуй, если сможешь!»
После этих слов “волк” старается ловить “овец”, нападая на хвост колонны. “Пастух” должен защищать “овец” от “волка”. Пойманные “овцы” выходят из круга. Игра считается законченной, когда остается одна “овца”, она становится “волком”, а “волк” “пастухом”.
Игра начинается сначала.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1. Число участников от 5 до 20-25 человек.
2. Овцы не должны разбегаться, а взяв друг друга за талию обязаны следовать за “пастухом”.
ПРИМЕЧАНИЕ: Этот вариант игры для детей старшего дошкольного возраста. Для более старших детей можно усложнить, назначив двух “волков”.
Игра распространена как среди мальчиков, так и среди девочек.
«ДЖИГИТОВКА» - дагестанская народная игра.
Играет вся группа.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Участники разбиваются на тройки и выстраиваются на линии старта. Два игрока в каждой тройке берутся за руки, а третий – стоящий в центре – закидывает левую ногу на сцепленные руки своих товарищей. Прыгая вместе с ними, он должен достичь финиша.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1. Начинать игру вместе только по команде воспитателя.
2. Выигрывает тройка, пришедшая к финишу первой.
3. На каждом этапе бегуны в тройке меняются местами.
Аналогичную игру встречаем и у народов Средней Азии, в частности, в Туркмении. Игра развивает силу воли, быстроту, чувство коллективизма, патриотизма.
«ХАСАНДЕЛА» - аварская народная игра.
Играет вся группа.
ИНВЕНТАРЬ: палочка длиной 50-60 см.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Дети садятся, образуя круг. Игру может начать любой. Он берет палочку, стучит ею об пол, произнося: “Хасандела”, затем передает палочку ближайшему соседу. Тот произносит два раза, дважды стучит палочкой и передает следующему участнику игры. Третий уже три раза произносит “Хасандела” и столько же раз стучит и передает человеку, котрый стоит четвертым. Так длится пока не ошибется кто-нибудь. Допустивший ошибку поднимает ногу и держит ее в вытянутом положении. Один из играющих закрывает ему глаза, а другой легонько бьет его в ступню. Затем ему открывают глаза и он должен определить ударившего. Если он узнает, его освобождают, а на его место становится узнанный им, а другой бьет палочкой в ступню. Затем открывает глаза и он должен определить ударившего. Если узнает, его освобождают, а на его место становится узнанный им.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Каждый участник должен произносить на порядковый номер больше на один раз “Хасандела” и столько же раз постучать палкой.
Существует несколько вариантов этой игры.