Получи документы

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»

Наталья Мерзлякова
Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

«Одарённый ребёнок – особая ценность для общества»

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

Цель:

1. Закрепить знания педагогов детского сада об одаренности (понятие, виды) детей дошкольного возраста.

2. Стимулировать участников семинара-практикума к поиску различных методов и приемов развития способностей детей.

Актуальность темы.

Публикация «Семинар-практикум „Одарённый ребёнок — особая ценность для общества“» размещена в разделах

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста, то сейчас развитие одаренности ребёнка – это неотъемлемая часть образовательного процесса.

Ход семинара

Организационный момент игра «4 угла».

Вам необходимо отвечать на вопросы по определенному алгоритму. Я задаю вопрос, который имеет четыре заданных варианта ответов и пятый – свободный. При этом, каждый из заданных ответов, соответствует определенному цвету - красному, желтому, зеленому, синему, который в свою очередь, соотносится с одним из четырех углов комнаты. Прослушав вопрос, Вы выбираете один из предложенных вариантов ответа и перемещаетесь в тот угол, который ему соответствует. Если вариант Вам не подходит, Вы остаетесь в центре комнаты.

Вопросы:

1. Ваш любимый цвет?

1. Красный

2. Желтый

3. Зеленый

4. Синий

2. Ваша любимая пора года?

1. весна – зеленый

2. лето - красный

3. осень - желтый

4. зима - синий

3. Ваше любимое время суток?

1. утро - зеленый

2. день - красный

3. вечер - желтый

4. ночь - синий

4. Ваш любимый праздник?

1. день рождения - зеленый

2. Пасха - Красный

3. Рождество- желтый

4. новый год - синий

5. Ваша любимая телепередача?

1. новости - зеленый

2. музыкальные передачи - красный

3. телесериалы – желтый

4. спортивные передачи - синий

6. Ваш любимый напиток?

1. сок - зеленый

2. кока-кола - красный

3. минеральная вода - желтый

4. квас - синий

7. Где больше всего Вам нравится учиться?

1. на семинаре - зеленый

2. при лекционной форме орг. работы - красный

3. в библиотеке - желтый

4. дома - синий

8. Какова главная задача педагога?

1. предоставлять информацию - зеленый

2. уметь организовывать коммуникацию - красный

3. давать советы и консультации - желтый

4. создавать условия для получения практических навыков - синий

9. Какой метод обучения является оптимальным?

1. лекция - зеленый

2. дискуссия - красный

3. групповая работа – желтый

4. самообразование - синий

Разминка. Предлагаю Вам сформулировать определение «Одаренный ребенок - это», используя метод обучения «1х2х4».

Условия:

1. Каждый из вас в течение нескольких минут думает и записывает свой вариант ответа «Одаренный ребенок – ребенок…».

2. Объединитесь в пары, и на основании индивидуальных формулировок выработайте и запишите такое определение, которое устраивало бы каждого из Вас.

3. Каждые две пары объединяются в малые группы по 4 человека и из двух утверждений формулируют одно.

Предоставляю слово каждой группе с целью презентации полученного результата.

Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Один из важнейших и в известной мере независимых факторов одаренности – КРЕАТИВНОСТЬ («творческость»).

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Консультация для педагогов

«Одарённый ребёнок – особая ценность для общества»

Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это не случайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребёнка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одарённости, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто: одарённые дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта.

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребёнка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.

Что такое одарённость?

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одарённость – это отклонения от среднестатистической линии развития человека, превышение по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта.

Одарённость – наличие задатков для развития способностей, которые в исследованиях Б. М. Теплова (1998) определяются так:

Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

Во-вторых, способности называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем заданиям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидума.

«Одаренность» и «талант» - разные понятия. Одаренность чаще относится к познавательным способностям (напр. способность к овладению родным или иностранным языком, а вот термин талант чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т. е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одарённости. Одарённым детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одарёнными детьми, поэтому часто одёргивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.

У одарённых детей высокоразвита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию.

Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одарённым детям анализировать своё поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма (эгоизм, Я – центр мироздания) они нуждаются в помощи взрослых.

Виды одарённости

Бессмысленно говорить «об одарённости вообще», поскольку возможна лишь одарённость к чему-либо, т. е к какой-либо деятельности. В соответствии с этим выделяется 2 вида одарённости:

Специальная, создающая возможность успеха в определенной деятельности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

Общая, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.

Дети значительно различаются по уровню одарённости. Особая, исключительная одарённость – это одарённость, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одарённость видна невооружённым глазом.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьёзные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность.

Гораздо меньше проблем с одарёнными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одарённые дети, но их одарённость носит более нормальный, обычный характер, у них меньше проблем в общении.

Указанные выше группы одарённых детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одарённые дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы» здоровее и выше своих сверстников.

Можно сказать: первые – талантливые изгои общества, а вторые – баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.

Существует несколько видов одарённости:

Интеллектуальная

Академическая

Художественная

Организаторская

Психомоторная (иначе - спортивная)

Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости, прежде всего, блестяще учатся. Академическая одарённость имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных).

Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, сценической деятельности.

Организаторская, или лидерская, одарённость. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

Психомоторная, или спортивная, одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

«Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, воспитателей, учителей. Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».

Мозговой штурм

Я приглашаю вас в «Страну Одаренных», но чтобы туда попасть, надо выполнить задания. В ней есть:

1. Храм Логики

2. Лес почемучек

3. Долина Творчества

4. Замок Фантазии

5. Горы Возможностей

6. Равнина Общения

Все объекты не зря оказались в «Стране Одаренных».

Важнейшими характеристиками одаренности считают:

- развитие логического мышления, скорость и точность выполнения умственных операций;

-раннее проявление высокой познавательной активности;

-творческое выполнение задач;

-умение придумывать свои стихи, сказки, мелодии и песни.

-богатство словарного запаса, скорость и оригинальность вербальных ассоциаций;

-раннее проявление способностей: математических, конструктивно-технических, художественных, музыкальных, литературных, спортивных.

«Но не все так прекрасно в нашей «Стране Одаренных». Завились в ней вирусы зависти, лени, обиды, гнева. И превратилась «равнина общения» - в «поле одиночества», «лес почемучек» - в непроходимую чащу, «храм логики» - разрушили, «долина творчества» - заросла колючками, «замок фантазии» - пал, «горы возможностей» - стали опасными из-за угрозы схода снежных лавин.

Как нам восстановить эту замечательную страну? Пожалуй, как и в каждой сказке, нам необходимо пройти через определенные испытания.

Для восстановления «Храма логики» нам необходимо решить логические задачи.

Двое котят отправились в гости к бабушке. Первый поехал на автомобиле, а второй-на велосипеде. Какого из них бабушка увидит первым? Почему?

Лягушонок и Мишка играли у пруда мячиком. Вдруг он упал в воду. Кому легче достать мяч? Почему?

Утенок, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли на берегу пакет с конфетами. Кого послать за ним? Почему?

Сложное было задание? Именно такие задачи вам необходимо использовать в работе с детьми для развития логического мышления.

Мы продолжаем восстанавливать «Страну Одаренных» и на очереди

«Равнина общения».

Задание «Цепочка ассоциаций»

Подбираем слово, ассоциирующее другое слово. Например: «кот-полосатый-матрас-мягкий-мех-шуба-…» Продолжаем…

«Цепочка противоречий»

Называем слово «Лето» — хорошо, потому что можно загорать на пляже. Загорать на пляже плохо, потому что можно сгореть на солнце. Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями.

Ребенок говорит: «Это хорошо, потому что…» …. можно загорать на пляже.

Взрослый опровергает аргумент: «Это плохо, потому что…» …. можно сгореть на солнце.

Ребенок опять хвалит аргумент взрослого: «Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями» и так далее.

Эта игра учит критическому восприятию прописных истин и позволяет ребенку уйти от стереотипного мышления. К тому же «Цепочка противоречий» развивает способность во всем видеть только хорошее, что пригодится малышу и во взрослой жизни.

Восстанавливаем «Долину творчества»

Каждый из вас получает написанное на бумаге словосочетание, представьте то, что написано на листе рисунком.

Перечень словосочетаний:

веселый дом

больное дерево

необычный подарок

колючая кофта

неправильная тарелка.

Как вы думаете, упражнение является сложным? Можно использовать его в работе с детьми? Чем оно полезно для развития ребенка?

Восстанавливаем «Замок фантазии»

Упражнение «Кто такой? Кто такая?» (раздать портреты взрослых людей или детей).

Составьте рассказ о человеке. Как его зовут, сколько ему лет, где он живет, что любит делать, с кем дружит и тому подобное.

Понравилось вам фантазировать? А ваши воспитанники любят это делать? Давайте создавать им для этого условия. «Замок фантазии» отстроили.

Далее предлагаю заняться экстремальным туризмом, и наш маршрут пройдет через «Горы возможностей»

Задание

-пользуясь голосом, мимикой, изобразить любой персонаж из мультфильма;

-вылепить из пластилина героя сказки;

-создать архитектурный шедевр, пользуясь конструктором;

-сыграть мелодию на музыкальном инструменте;

- спеть колыбельную песню;

Скажите, чем уникально это упражнение? Дает ли оно возможность каждому ребенку проявить свои способности?

А сейчас мы направляемся в «Лес почемучек»

Упражнение «Веселые почемучки»

Арбуз это фрукт или овощ? (ягода)

Какой гриб является самым ядовитым? (мухомор)

Какое дерево обычно украшают на новогодние праздники? (ель)

Как называют плод кукурузы? (початок)

Наше путешествие в «Страну Одаренных» оказалось интересным и достаточно содержательным.

С введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Поэтому перед педагогом стоит задача поиска, изучения и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

Современное общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, способных адаптироваться к различным социальным условиям, стремящихся к саморазвитию и самореализации, умеющих свободно ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно поэтому чрезвычайно актуальна организация работы с одаренными детьми.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, это развитие способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Все это создает условия, возможности для работы по развитию одаренности.

Так как педагог является транслятором определенной системы ценностей, моделей поведения в социуме, он должен быть позитивным образцом для подражания, особенно при работе с одаренными детьми, иметь высокий социальный интеллект, коммуникативные, ораторские и организаторские способности, быть гибким в поведении, толерантным к суждениям и людям. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным ребёнком: психолого-педагогические знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества:

• Целеустремлённость, эмоциональная стабильность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одарённых детей;

•Высокая теоретическая подготовка, стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

• Наличие организаторских способностей;

• Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;

• Знание возрастной психологии;

• Профессиональная компетентность.

Немаловажную роль имеет умение педагога создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность

одарённых детей. Задача педагога создать условия, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность и творчество.

Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современного образовании.

А ВЫ готовы работать с одаренными детьми? В завершение хочу предложить вам советы по работе с одаренными детьми:

- Сотрудничайте с родителями одаренных детей;

- Поощряйте малышей - это стимулирует их к самосовершенствованию;

- Направляйте кипучую энергию дошкольников в нужное русло;

- Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу;

- Будьте справедливы - ведь малыши очень уязвимы;

- Побуждайте детей к различным вопросам, конкурсам;

- Способствуйте развитию способностей детей, не забывая при этом развивать свой талант личностные черты и деловые качества

Итак, сейчас хотелось бы подвести итоги семинара при помощи метода «Вагончики».

Зафиксируйте свои впечатления, мысли, идеи на карточке и, не зачитывая, прикрепите свой листок на соответствующий вагончик. Все желающие могут ознакомиться с содержанием.

Вагончики:

1. мои впечатления от семинара;

2. мое участие в семинаре;

3. содержание семинара;

4. мое самочувствие.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Семинар-практикум по методике М. Монтессори»Фотоотчет «Семинар-практикум по методике М. Монтессори» В нашем детском саду прошел семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп по методике М. Монтессори. В начале педагогам было предложено.

Логопедический семинар-практикум для воспитателей Семинар-практикум для воспитателей. Задачи: 1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме. 2. Закреплять.

Ценность сказок, их особая роль в воспитании ребёнка и изучении родного края Сказка «Изумрудный гномик» Автор: Болтенко Алёна Анатольевна преподаватель МБОУДОД «ДШИ №1» г. Каменска- Уральского Описание материала:.

Семинар-практикум для педагогов «Цветотерапия» Цветотерапия для детей. «Все мы родом из детства». Эти слова принадлежат знаменитому французскому писателю, философу Антуану Экзюпери автору.

Семинар-практикум для педагогов «Проективные методики» Использование проективных рисуночных методик в работе с дошкольниками» Цель: познакомить педагогов с проективными рисуночными методиками,.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Семинар – практикум для педагогов «Профессиональное выгорание» Цель. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов» Задачи: •.

Семинар-практикум для воспитателей «Аптека под ногами» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Задачи: 1. Повышение профессиональной компетентности.

Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая радуга» Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя – логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного.

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА Семинар-практикум для педагогов Тема: «Виды здоровьесберегающих.

Семинар-практикум «Волшебные пальчики» СОДЕРЖАНИЕ: Введение. Семинар – практикум «Волшебные пальчики», его цели и задачи. 1. Выступление педагога по теме «Развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 20:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мерзлякова (УИ 493060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД