Саида Гулиева
Работа с родителями в ДОУ
Работа с родителями - это очень важная составляющая работы воспитателя. Не менее важная, чем воспитательный процесс с детьми. Ведь воспитывая детей, мы исподволь воспитываем и их родителей.
Но практика показывает, что все чаще родители не хотят взаимодействовать с воспитателем.
Воспитатель обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Публикация «Работа с родителями в ДОУ» размещена в разделах
Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются :
§ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
§ объединить усилия для развития и воспитания детей;
§ создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
§ активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
§ поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Именно поэтому в настоящее время все чаще и чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть клубы по интересам, кружки, семейные клубы, посещение семей на дому, совместные «мастер –классы»., "круглые столы", спортивные соревнования, КВНы и др. Возможно использование письменных форм работы с родителями : записки на стендах, бюллетени (еженедельные, ежемесячные) о работе образовательного учреждения, письма родителям (один раз в неделю, в месяц) о достижениях ребенка, анкеты, опросники для родителей для выявления их потребностей и мнений о работе детского сада.
На таких встречах родители знакомятся друг с другом, делятся своим опытом взаимодействия с детьми, встречаются со специалистами, участвуют в решении сложных педагогических задач и просто разговаривают и играют, становясь на короткое время детьми, непосредственными, шаловливыми, непоседливыми, любознательными, - словом, такими же, как их сын или дочка. Все это помогает родителям лучше понять своих детей, почувствовав, хоть и на короткое время, себя в позиции ребенка.
Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению
эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.