Ира Шарова
Консультация «Воспитатель и музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель и музыка
Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Публикация «Консультация „Воспитатель и музыка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.
Любое музыкальное занятие имеет свою структуру.
Некоторые этапы проведения музыкальных занятий.
Слушание музыки :
1. Воспитатель личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность.
2. Следит за дисциплиной.
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала, если это необходимо.
Распевание, пение:
1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений. Не подсказывает детям ответы на вопросы, даёт возможность ребятам подумать и ответить самим.
2. Не участвует в распевании, чтобы не сбивать детей.
3. Поёт с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.
4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах.
6. Не поёт с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении оных (исключение – пение с детьми младших и частично средних групп).
Музыкально – ритмические движения (разминка, танцы и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений. Даёт точные, чёткие, эстетичные эталоны движений. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов в младших и средних группах в обязательном порядке. В старшем дошкольном возрасте некоторые знакомые танцы и пляски дети могут исполнять самостоятельно.
2. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца.
3. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время её проведения.
4. Берёт одну из ролей в сюжетной игре.
5. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Проведение музыкальных занятий составляет часть педагогической работы, которую ведёт воспитатель.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.
Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети. Тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребёнку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.
В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребёнком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала.
Воспитатель должен уметь петь песни. Показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.
Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия.
Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто именно из детей спел то или иное слово неправильно.
При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры.
В старших группах он помогает разучивать танцевальные движения, далее внимательно следит, правильно ли дети выполняют упражнения и кому из них надо помочь.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Дают словесные указания одновременно с музыкальным руководителем (хотя 2-х центров внимания быть не может).
4. Даёт ответы на вопросы музыкального руководителя раньше детей или вместо детей, не давая ребёнку вспомнить, подумать или просто сформулировать и сказать ответ.
5. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, разговаривая по мобильному телефону).
Активность воспитателя зависит от трё х факторов:
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поёт, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания : самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
1. Поёт вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать, при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2. При обучении детей музыкально - ритмическим движениям (особенно в младших группах) - участвует во всех видах движений, активируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или отдавая отдельные указания в пляске, игре).
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку, в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте. Знать названия инструментов.
5. Повторяет с детьми слова песен, причём не заучивает, как стихи, а по возможности поёт с детьми, вызывая эмоциональный отклик.
6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на флеш-карту, или в тетрадь – памятку.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторения одного и того же, т. е. «топтание на месте».
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем :
1. Индивидуальные консультации :
Содержание консультаций :
• Знакомство с задачами предстоящих занятий.
• Усвоение репертуара (проверяется, как воспитатель исполняет детские песни, пляски).
• Продумывание форм индивидуальной работы с детьми.
• Продумывание внесения музыки в быт.
• Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях.
2. Групповые консультации :
Содержание консультаций :
• Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на музыкальных инструментах).
• Обсуждение сцен праздника.
• Обдумывание сюрпризных моментов.
• Обсуждение различных вопросов.
• Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей).
• Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию).
Только в сплочённой работе музыкального руководителя и воспитателя можно добиться прекрасных результатов их воспитанников в освоении программы музыкального образования!