Евгения Василенко
Воспитать патриота: от любви к семье до любви к Отечеству
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитать патриота: от любви к семье до любви к Отечеству
Развитие личности ребенка дошкольного возраста в процессе социализации в человеческом сообществе и нравственного воспитания всегда было в центре внимания исследователей. Исследования Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина доказывают, что развитие ребенка это не просто результат качественного и количественного изменения психики ребенка, но и результат социально-нравственного развития и воспитания ребенка. [1,3]
Публикация «Воспитать патриота: от любви к семье до любви к Отечеству» размещена в разделах
Одно из основных направлений отечественной педагогики в настоящее время - формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание патриотизма). Это направление связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию народа. По данному направлению разработана система работы по приобщению детей к национальной культуре, особенностям национального, местного фольклора, народным промыслам, национальным традициям, произведениям местных поэтов, писателей, художников и композиторов. Федеральный Государственный Образовательный стандарт на этапе завершения дошкольного образования определяет целевым ориентиром приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания нравственных начал, так как ребенка-дошкольника отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Период раннего детства (до 3 лет) – время максимально эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, остаются в памяти ребенка на всю жизнь, оказывают глубокое влияние на его развитие.
С воспитания чувства привязанности к родному городу, родной улице начинается формирование чувства любви к своему Отечеству. Д. С. Лихачев писал: «Воспитание к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»[4]. Воспитание детей на национально-региональных традициях интегрируется в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми.
Планируя образовательную деятельность с детьми раннего возраста мы включаем в нее знакомство с родным городом, краем, природой, традициями, культурой. Содержание планирования включает следующие макротемы «Тольятти современный», «Природа родного края», «Народоведение», «Из истории Тольятти»[2]. В образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы и др.
Для качественной и эффективной образовательной деятельности создаем соответствующую предметно-пространственную среду. В нашей группе оформлен центр краеведения: в нем представлены фотоальбом «Моя семья», «Достопримечательности Тольятти», «Моя улица», фотоальбом «Детский сад – второй наш дом», лэпбук «Природа Самарской Луки», куклы-персонажи Лукоша, Ладушка, Епифанушка. Красота Самарского края и великая русская река Волга нашли свое отражение в полотнах русских художников И. Репина, И. Левитана, И. Айвазовского и многих других. Собран альбом с репродукциями картин. Работа воспитателя невозможна без сотрудничества с родителями, без активной позиции родителей. Родителям было предложено создать коллекцию «Куклы народов Поволжья».
Очень интересна, доступна и понятна детям раннего возраста тема «Природа родного края». Малыши получают новые знания в игре, закрепляют имеющиеся при решении проблемных ситуаций. Детей очень увлекают такие мини - «квесты».
Литература.
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : ЭКСМО, 2006. – 512 с.
2. Загайнова О. Ю., Каспарова О. В., Федорова Т. С. Программа по краеведению для дошкольников 4-7 лет «Волжская земля – Родина моя». Тольятти: ТГУ, 2013
3. Эльконин Д. Б. Психология развития. М. : Академия, 2001. – 144 с.
4. https://pereyaslavets.livejournal.com/74660.html