Мельникова Лариса Леонидовна
Воспитание защитников природы
▼ Скачать +Заказ
Воспитание защитников природы.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомление детей с природой. Каковы же цели и задачи экологического образования и воспитания?
Публикация «Воспитание защитников природы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Главная цель – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.
Важнейшими задачами экологического воспитания является :
- формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- руководство их чувственно-эмоциональными реакциями на окружающую среду;
- воспитание у них любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, направленного общения дошкольников с окружающей средой;
- формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности;
- воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы;
- укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;
- установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями;
- развитие творчества, воображения, мышления, внимания.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их окружение в этот период жизни, осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активность проявления ребенка: интереса к явлениям природы; понимание живого, желание сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений, животных, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, представляя возможность наблюдения за ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях. Рассматривая природу как единое целое, как сложную суперсистему со всеми ее многочисленными связями, педагог руководствуется экологическими подходами, в основе которых положение о том, что человек – часть природы, человек осознанным трудом созидая, а не разрушая – экологически вписывается в природное окружение, законы природы должны признаваться первичными и выступать основой регулирования технического прогресса. Четыре закона экологии, принятые во всем мире, уже говорят сами за себя:
- все связано со всем,
- все должно куда-то деваться,
- природа знает лучше,
- ничто не дает даром.
Для формирования экологического мировоззрения детей необходимо постоянно наблюдать за множеством проявлений движения и умения в природе, не проходить равнодушно мимо; при этом сам педагог должен быть грамотным, творческим, дружелюбно настроенным по отношению к природе. Куда бы мы не пошли с детьми, на прогулку – в лес, сад, огород, мы должны обращать внимание на то, что везде растут не просто растения, а «клевер», «колокольчик», «одуванчик»; живут не просто животные, а каждый со своим именем (названием, как у людей. А шум летнего дождя отличается от шума осеннего, есть разные голоса у ветра и реки и т. д. Нам необходимо научить детей все это видеть в природе. Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах. Сложилось ведь, к примеру, правила вежливости, которые мы справедливо считаем необходимыми: спасибо, пожалуйста, правила поведения в гостях, за столом и т. д. Но вседозволенность по отношению к природе прощалось и поощрялась. Формы были бесконечно разнообразными: от детских стихов:
«…Бабочек ловили и венки плели…
Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши».
К чему это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить леса, извести моря, «повернуть» реки) дорога очень короткая, дальше эта дорога обрывается пропастью. Познать предметы, явления природы, понять связи между ними, гармонически сосуществовать с природой и психологически быть готовым сберечь природные ценности везде, всегда, ответственно относиться к природному окружению – это основа экологического образования и воспитания детей.
Для гармонического интеллектуального развития личности важно своевременное становление всех форм мышления. Чтобы сформировать у детей экологическое мышление, раскрыть смысл понятия «уникальное свойство живого приспосабливаться к среде обитания», необходимо применять педагогические принципы:
- опора на чувственное восприятие как основа познания и деятельности детей,
- повторность наблюдения в сочетании с разнообразной практической деятельности детей в повседневной жизни.
При формировании основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста необходимо:
- формировать знания детей об объектах и явлениях в природе в системе и логической последовательности (неживое; живое - растения, животные; труд человека в природе);
- показать тесное взаимодействие организма и среды (приспособление к условиям как уникальное свойство живого);
- изучать взаимосвязи в природе в соответствии с принципом сезонности, в этом случае наиболее полно проявляются возможности раскрытия связей;
- формировать отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельности созидания).
Каковы же формы и методы экологического воспитания дошкольников?
1. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы, наблюдение выдвигается в разряд наиболее значимых методов.
2. Важным методом является слово и его правильное использование в различных формах работы с детьми.
3. Особое внимание уделяется такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе.
4. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный совместный труд в уголке природы, на участке детского сада, цветнике, позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой.
Формируя основы экологического мировоззрения, мы обеспечиваем всестороннее развитие ребенка. У детей расширяется кругозор, дети учатся устанавливать связи, зависимость, обнаруживать причины и следствия. У детей формируется осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.