Литвинская Маргарита Сергеевна
Воспитание у ребенка доброты на основе любви к родной природе
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мне хочется поговорить не просто о природе, а об отношении к ней наших детей. Живем мы в очень непростое время. Это и изменение климата, и, связанные с этим, всевозможные катаклизмы в природе : пожары, уничтожающие огромные площади леса, реликтовые леса, а вместе с ними и животных, пресмыкающихся, птиц и т. д. Это и наводнения, даже разрушительные, которые тоже негативно отражаются на нашей природе. Развивается бурно промышленность, где далеко не все предприятия имеют очистные сооружения, случаются аварии, а значит идет загрязнение и атмосферы и природы, включая водные пространства. И сейчас, как никогда, у любого доброго, заботливого человека возникает чувство жалости к природе, заботы о ней. И это надо прививать нашим детям.
Публикация «Воспитание у ребенка доброты на основе любви к родной природе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Об отношении к природе, о заботе обо всем живом у нас было много фильмов для детей, мультфильмов. А сейчас что мы видим? Если мы проанализируем мультфильмы, которыми интересуются дети сегодня, то заметим, что исчезли куда – то прежние наши веселые, добрые, красочные, всеми любимые мультики. На смену им пришли кровь, грубость, насилие. Какая уж тут доброта? Но ведь абсолютно все родители стремятся воспитать своего ребенка ласковым, добрым, отзывчивым, честным. И, конечно же, в основе нравственного воспитания должна лежать доброта. А что такое доброта? Посмотрим в толковый словарь С. И. Ожегова. В нем говорится, что «Доброта» - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим. В воспитании характера ребенка все важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Но, к сожалению, многие родители не придают этому значения, на первый план выдвигая материальные блага. Они считают, что главное - обеспечить семью безбедным существованием. Но несмотря ни на что мы должны уделять должное внимание воспитанию ребенка. И воспитывать ребенка надо правильно, что является очень сложной и ответственной задачей. А ложится эта задача целиком и полностью на плечи родителей, ведь все мы понимаем, что ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, а уж потом педагогам детского сада и школы. Но мы не снимаем ответственности с себя тоже. Доброта и доброжелательность - эти два понятия очень связаны. Мне очень хочется, чтобы дети, которых воспитываю я, выросли именно такими. Мне приятно видеть когда мои дети бережно рассматривают почки на деревцах и кустиках, не обрывая их, стараются не раздавить маленького жучка, убрать из - под ног червячка. Маленький человек должен любить все живое, ведь только доброта открывает ребенку радость взаимопонимания. Если у ребенка есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым.
В. А. Сухомлинский писал: - «Научите маленького ребенка ощущать, а потом и понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди». Отдыхая в парке можно видеть такие неприглядные картины, когда дети (даже гуляя с родителями) просто так обрывают цветочки, веточки деревьев, кустарников, которые могут тут же бросить. Как – то я, видя, что мама не обращает на это внимания, не могла не вмешаться. Я подзывала маму с ребенком и очень вежливо объяснила ребенку, что этому растению больно. Показывала сломанную веточку и объяснила, что на сломе выступают «слезки». Мама оказалась понимающей и извинилась, что не заметила. А ведь могло быть иначе. Я надеюсь, что эта мама запомнила мои слова и уже сама будет следить за ребенком, напоминать ему, что дерево или цветочек живые, им больно. Если мама покажет ребенку сухие веточки, расскажет ему, что эта веточка очень хотела жить и радовать всех своей зеленью, свежестью, возможно, цветочками, которые тоже радуют людей, поднимая настроение своей красотой, ароматом. Например, черемуха или сирень! Какой аромат они издают, а люди – родители детей, абсолютно не задумываясь, могут наломать «охапку» цветов, придумывая даже, что это полезно для деревца, что оно будет пышнее. А это ведь пример для ребенка и далеко не положительный. Но если родители объяснят ребенку, что так поступать нельзя, что если еще подойдет невоспитанный малыш и еще сломает ветку, а потом еще кто – то, то деревце вообще может погибнуть. Гуляя по весеннему лесу, ребенок может нарвать «охапку» первоцветов или ландышей, которые бросит, даже не донеся до дома, видя, что они завяли. А они ведь, из – за бездумного уничтожения, уже занесены в красную книгу. Об этом мы рассказываем детям в детском саду, но хочется чтобы и родители не забывали напоминать своим детям о бережном отношении к природе.
Прочтите им стихи: «Если ты сорвешь цветок… если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы, то останутся пусты и деревья, и цветы… и не станет красоты». Родители - пример для ребенка. Постарайтесь быть хорошим примером! Бывайте чаще на природе! Обращайте внимание на красоту нашей природы! Покажите детям разную форму и красоту листьев, разные цветы, обратите внимание на их аромат, покажите лекарственные растения и расскажите об их значении. Послушайте шелест листьев, шум леса, журчание ручья, плеск волн, пение и разные голоса птиц. Учите ребенка ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных и растений. Учите помогать им, подкармливать птичек зимой. Зимой гуляя по парку или лесу, обратите внимание на следы на снегу, на их расположение. Заинтересуйте ребенка! Обратите внимание на чистоту лесного ручья, объясните, что нельзя бросать в воду камни, палки, мусор. Любите природу сами и дети будут брать с вас пример! Берегите природу! Охраняйте природу! И она ответит вам своей любовью, а именно, здоровьем, хорошим настроением, вкусным угощением! Азбука доброты постигается ребенком ежедневно через его мысли, дела и поступки. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывание на природе насущной потребностью ребенка, законом жизни всей семьи. В памяти ребенка должна остаться каждая такая встреча как огромная радость и вызывать в нем большое эстетическое наслаждение. Ребенок, которому привили любовь к живому, не вырастет эгоистом, черствым, безразличным к чужой судьбе человеком, к судьбе своих близких, к судьбе родного дома. У такого ребенка будет развито великое чувство - патриотизма, любви к Родине, чувство, в котором воедино слиты все вышеуказанные чувства: любовь к матери, родному дому, родной природе, родному городу. Вы будете гордиться своим ребенком!