Оксана Филатова
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к личным правам другого человека
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к личным правам другого человека» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Анализ различных определений прав человека позволяет заключить, что права человека – это признаваемые и охраняемые международным сообществом, государством, обществом равные социальные возможности по удовлетворению людьми своих потребностей и притязаний, гарантий которые обеспечивают справедливое, достойное, ответственное, свободное развитие и активное участие в многообразных социальных отношениях [1, с. 81].
Знание своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать и защищать, четкое представление о месте человека в государственной структуре, понимание взаимной ответственности личности и государства, способность использовать имеющиеся государственные и общественные механизмы для защиты своих законных прав и интересов – вот что в настоящее время должно быть включено в характеристику правовой культуры каждого человека. Правовая информированность населения призвана повысить компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности.
Признание ценности дошкольного детства и понимание его как первого этапа становления личности, требует пересмотра задач педагогической работы с детьми в вопросах правового просвещения. Важность создания педагогических условий для развития познавательного интереса и уважительного отношения к правам человека объясняется тем, что именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, активно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Работа по правовому образованию предполагает: 1) знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности; 2) ознакомление с собственными правилами : на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирование навыков поведения; 3) воспитание уважительного отношения к своим правам и правам других людей. В дошкольном возрасте необходимо, уже с младшей группы, приучать детей соблюдать правила, которые помогут жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу и др. Дети младшего дошкольного возраста начинают осознавать правила сначала потому, что говорит воспитатель, а затем постепенно начинает ближе к старшему дошкольному возрасту осознавать их значимость. [2. с. 65].
Для оценки сформированности у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к правам других людей можно выделить следующие критерии: ребенок имеет представление о том, что каждый человек равен в правах (на игру, на выражение своего мнения и пр.); ребенок стремится учитывать права других детей в игре и повседневной жизни и пр. На основе этих критериев можно сказать, что уровень сформированности у детей уважительного отношения к правам других людей не одинаков :
- 30% детей характеризуются высоким уровнем развития представлений о правах человека, потому как Настя М., Катя Я., Ульяна Д. показали своими ответами на вопросы воспитателя, что они имеют представление о том, что каждый человек равен в своих правах; они правильно оценивали поведение других детей, и правильно соотнесли права и обязанности человека.
- 60% детей можно отнести к среднему уровню потому, что шесть детей из десяти, а именно: Маша М., Оля З., Вадим Ж., Андрей А., Юля Г. и Марина Щ. показали своими ответами и поведением что они имеют представление о том, что каждый человек равен в своих правах, также они правильно оценивали поведение других ребят, но выделили только права человека.
- 10% детей с низким уровнем знаний, а именно Олег П. не показал своих представлений о том, что каждый человек равен в своих правах, оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, т. е. не делает конкретных выводов об их поведении и не соотносит права и обязанности человека.
На наш взгляд, игровая деятельность в дошкольном возрасте это важное средство воспитания уважительного отношения к правам другого человека, а именно своего сверстника. Безусловно, игра не может быть исключительным содержанием жизни, но она помогает ребенку адаптироваться к социальной среде, к взаимодействию в конкретном коллективе, готовит к переходу на иные, не игровые виды деятельности, поскольку: 1) игра позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значимым; 2) игра позволяет ощутить себя значимой частью игрового коллектива, развить толерантность, гармонизирует личность и окружающую среду, так как в игре существует известное право на ошибку; 3) в игре дошкольник «обживает» мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями и значимыми для себя ролями и сюжетами; 4) позволяет закрепить правовые знания детей и пр.
Рассматривая все многообразие детских игр, трудно разработать иерархию по степени их эффективности использования конкретных видов в правовом образовании детей и в воспитании у них положительного отношения к правам других людей. Дидактические игры позволяют сформировать правовые знания детей, сюжетно-ролевые игры помогают обогатить опыт нравственного поведения и пр. Безусловно, наибольший эффект достигается при комплексном использовании различных игр, которые могут быть инструментарием для изучения уровня сформированности уважительного отношения к правам других людей, посредством обогащения опыта поведения детей с учетом общепринятых норм, методом обогащения правовых представлений детей.
Ценно, что на современном этапе отечественными учеными и практиками создано и апробирована большая игротека правовой направленности, адресованная дошкольникам. К примеру, с целью закрепить знания дошкольников о праве на имя, на обучение и на медицинское обслуживание используется игра «Путешествие в город Счастья». Для углубления знаний детей о том, что каждый человек имеет право на имя – «Право на имя». В игровой форме можно познакомить детей и с содержанием статей № 6, 7 «Конвенции ООН о правах ребенка», довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь, никто не в праве покушаться на жизнь и здоровье человека, а также формировать гуманного отношения друг к другу и к родителям можно используя игру «Право на жизнь. Мама – вечное слово». Также игра «Я имею право….» - закрепление представлений детей о правах людей, воспитание положительного отношения к правам других людей.
Итак, дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается базис личностной культуры, в том числе и отношение к своим правам и правам других людей. Эффективность использования игровой деятельности в решении задач правового воспитания дошкольников во многом зависит от ряда условий: если педагог компетентен в вопросах воспитания у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к правам других людей; при организации игровой деятельности используются методы и приемы, стимулирующие правовое поведение детей и обогащение опыта нравственного поведения; налажено взаимодействие педагогов с родителями и пр.
Список использованных источников
1. Агешин, Ю. А. Правовые знания и культура человека / Ю. А. Агешин. - М. :Владос, 2003.- С. 63.
2. Зеленова, Н. Г. Программа по правовому воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста «Защити меня!» / Н. Г. Зеленова // Внешкольник. - 2004. - № 5. –С. 40-62
3. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // О. Солнцева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 33-37.