Екатерина Овечкина
Воспитание трудолюбия и ответственности дошкольников среднего возраста через организацию коллективного труда со взрослым
▼ Скачать + Заказать документы
Овечкина Екатерина Павловна,
воспитатель БДОУ г. Омска
«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
Воспитание трудолюбия и ответственности дошкольников среднего возраста через организацию коллективного труда со взрослым.
Публикация «Воспитание трудолюбия и ответственности дошкольников среднего возраста через организацию коллективного труда со взрослым» размещена в разделах
В наше время одной из важнейших сторон воспитания в дошкольных учреждениях является трудовое воспитание. Как ни странно современные родители не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат, как правило, трудовые умения и навыки, воспитывающие целеустремлённость, самостоятельность, прилежание и конечно же помогают ребёнку гораздо быстрее и легче адаптироваться в социуме. Выбор этой темы для меня продиктован следующими соображениями, что приучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, формируются самостоятельность, желание оказывать посильную помощь взрослым. По-моему, в труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни. У детей развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности.
Целью моей работы является – формирование положительного отношения детей к труду и ответственности через организацию коллективного труда со взрослым.
Общая цель вывела на постановку следующих задач:
1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. 3. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
4. Формировать трудовые навыки.
5. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ через организацию коллективного труда.
Моя главная задача как педагога: создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования, увлечь детей перспективой получения совместного продукта.
Средства реализации задач :
1. В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы, где основой становятся формирование навыков самообслуживания, продолжается до подготовительной группы. Наши дети пришли в детский сад со 2-ой младшей группы. Поручения в младшей группе являются ведущей формой организации труда. Так как дети трёх-четырёх лет слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения давались одному ребёнку или небольшой группе. Но наряду с этим имели место и коллективные поручения. Необходимо было помочь детям распределить работу, чтобы добиваться результата. Например, я говорила, что решила доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строителем («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убираются их постоянно подбадривала: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»
2. Дошкольники любят трудиться со взрослыми. Начиная с конца 2-ой младшей группы мы начали организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек,уборке огорода,совместных субботниках. Так же расчистка участка зимой - от снега, осенью и весной – от листьев и т. д. В процессе совместной деятельности взрослые показывали пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Сразу старалась приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.
3. С детьми четырёх-пяти лет в средней группе уже можно организовать и ручной труд. Так же они выполняют поручения, направленные на участие детей в уходе за растениями в уголке природы. При этом объясняется последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически вмести с детьми осматриваем уголок природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Важно помнить, что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому я постоянно показывала и объясняла, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы неповредить корни. Для получения хороших результатов при организации детского труда и облегчения работы при планировании труда, мной был составлен примерный тематический план трудовой деятельности на месяц, работая по нему можно добиться хороших результатов у детей.
4. Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство я начала применять в начале учебного года средней группы. Когда работа завершена, я предлагаю дежурным проверить, все ли на месте.
5. Чтобы сформировать тудовые навыки,я привлекала детей к совместной деятельности, где идет коллективная работа. Особенно удавались коллективные творческие работы (рисование,аппликации,стен газеты)
Учитывались такие требования к организации совместной работы : результат работы каждого ребенка должен быть виден; ребенок сам выбирал объем и вид работы в общем деле; воспитатель,т. е. я оказываю прямое или косвенное влияние на организацию совместной деятельности детей: распределению работы, координацию действий, выработку общего плана.
6. В нашей группе существуют и применяются такие трудовые традиции :
Ежедневные (Дежурство по столовой - сервировка стола, помощь няне, дежурство по группе - назначение ответственных за порядок в группе, ежедневная совместная деятельность воспитателя и детей в уборке участка, мытье игрушек после прогулки и в группе).
Еженедельные: По понедельникам (Полив и рыхление цветов, протирание пыли в природной зоне и на полочках)
По средам (помощь в стирке салфеток и тряпочек, используемых на занятиях по ИЗО и аппликации, смена полотенец)
По пятницам (Полив и рыхление цветов, мытье строительного материала, наведение порядка во всех игровых уголках)
Ежемесячные:
«Что мы сделали дома с мамой и папой» - организуется выставка фото,где дети выполняют с родителями какую то работу;«Мамы, папы, в гости к нам!» - чаепитие с приглашением родителей (дети изготавливают что-либо
для украшения группы); «Идем в гости» - изготовление подарков и посещение детей одной из групп детского сада; посадка лука, чеснока, тюльпанов в группе (в зависимости от сезона); изготовление подарков малышам (из бумаги, природного и бросового материала).
Т. о. зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, ответственность,уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Разработанный мною тематический план трудовой деятельности показал свою эффективность. Я заметила, что подобранная деятельность повышает результативность и помогает формировать положительное отношение детей к труду и ответственности.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 год;
2. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.
3. Куцакова Л. В., Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М., 2003. -140с.