Наталия Калиниченко
Конспект встречи с педагогами «Что такое толерантность?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста; приобретение педагогами знаний и практических навыков по формированию толерантности через игровую деятельность.
Задачи:
• Ознакомление с основой понятия «толерантность»;
• Повышать теоретический опыт педагогов;
• Обменяться имеющимся опытом.
Здравствуйте, коллеги! Наша встреча посвящена теме толерантности.
Что же такое толерантность?
Публикация «Конспект встречи с педагогами „Что такое толерантность?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
«Толерантность» – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Воспитание толерантности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой.
И начать я хочу, с одного простого теста. Представьте, что у меня в руках купюра достоинством 5000рублей.
- Кто хочет получить купюру? (ответы)
- Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю (помять)
- Ну и кому из вас она нужна в таком виде?
- Несмотря на все, что я проделала с этой купюрой, многие из вас хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 5000 рублей.
- А теперь самое главное: Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит.
- Наша ценность определяется не тем, какой мы национальности, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. Не оценивайте людей, а цените их.
Предлагаю несколько игр, упражнений, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста, целью, которых является повышение самооценки, воспитание доброжелательности, уважение друг к другу.
1. Начнем с игры «Имя», которое поможет вам настроиться на работу и активизирует ваше внимание. Сейчас каждый из вас придумает прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и его имя. Далее по очереди вы будете называть свои имена и прилагательные. Причем каждый участник будет повторять все, что сказали коллеги до него. Например, первый участник говорит: "Оксана, обаятельная. Валерия, верная. Третий участник, прежде чем назвать свое имя, повторяет слова первых двух и т. д.
Для детей можно провести игру «Имя» таким образом.
Дети передают сердечко (любую игрушку) друг другу и нужно представить себя, назвав своё имя так, как ребенку больше всего нравится, и положительно себя охарактеризовать словом на первую букву имени, и не забыть улыбнуться друг другу.
Вот мы с вами и познакомились.
2. А сейчас мы поиграем в игру «Мы – разные».
Цель игры: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в коллективе.
Насколько мы разные, сейчас узнаем.
-Давайте поприветствуем аплодисментами тех, кто живёт в Подольске;
- Давайте поприветствуем тех, у кого светлые волосы;
- Поприветствуем тех, кто воспитывает сына;
- Поприветствуем тех, у кого темные волосы;
- Поприветствуем тех, кто любит конфеты;
- Поприветствуем тех, кто любит путешествовать;
- Поприветствуем тех, кто смотрит мелодрамы;
- Поприветствуем тех, кто любит танцевать;
Ну а теперь хорошенько подумайте и скажите: какие мы все? (разные).
С детьми можно провести игру «Чем мы похожи». Дети сидят в кругу. Педагог вызывает детей на основе реального или воображаемого сходства с собой. Например, Маша, выйди, пожалуйста, у нас с тобой одинаковый цвет глаз (или цвет волос, или одного роста и т. д.). Таким образом, Маша приглашает выйти в круг остальных ребят группы.
Вывод: Да, мы все разные, но мы - вместе. И в любом человеке можно найти сходство с собой.
3. Следующая игра «Это здорово!»
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Участники группы стоят в кругу. Сейчас каждый из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец.
4. Следующий методический прием, который можно использовать на занятии это художественное слово (стихотворения, дразнилки, пословицы и поговорки, рассказы зарубежных авторов и сказки народов мира).
Огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, несомненно, оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка.
Если проанализировать некоторые произведения, можно увидеть какие ценности раскрываются в них и как он влияют на жизнь героев.
- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти, убеждая, что оно может погубить человека.
-А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи.
- В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний, но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми, кто имеет странную внешность – они тоже люди.
- Сказка про дружную совместную работу. …. «Репка»
Таким образом, любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект : она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.
5.«Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива
Будем говорить друг другу комплименты, и дарить листочки с волшебного сундучка.
Ой, какие молодцы! А теперь листочки прикрепите к нашему дереву.
Заключительная часть.
Посмотрите, какое прекрасное дерево толерантности получилось у нас! Если по всей земле расцветут такие деревья, то за свое будущее мы сможем не волноваться. Не забывайте: все мы – разные, но мы – ВМЕСТЕ!
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и различных видов деятельности дошкольников:
- праздники, утренники с элементами театрализованной деятельности по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира, народные праздники «Масленица», «Рождество» и т. п.
- сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- русские народные подвижные игры;
- знакомство с традициями народов различных стран;
- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
- беседы;
- проекты;
- экскурсии;
- целевые прогулки;
- конструирование;
- видеопросмотры;
- проведение тематических недель: «Неделя Доброты», «Вместе весело играть» - неделя совместных игр между группами детского сада;
- конкурс чтецов, посвященный Дню Победы.
Воспитание толерантности невозможно без участия родителей в этом процессе, поэтому рекомендовано использовать следующие формы взаимодействия педагогов, родителей и детей: совместные занятия и тренинги, совместные праздники, проекты (например, «Моя родословная», конкурс совместных рисунков, выставки, анкетирование.
Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных норм поведения, правовой культуры.