Елена Жукова
Консультация «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание сказкой – один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребё нка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребёнку, чем категоричное «Нельзя!».
Публикация «Консультация „Воспитание сказкой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Но для того, чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребёнку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла – в таком нежном возрасте ребёнка вряд ли заинтересует сказка.
К восприятию сказки ребёнка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции – повтора. «Бабка за дедку, дедка за репку…». Так ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам : «Красная Шапочка», «Три поросёнка». В этом возрасте ребёнку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребёнку слишком сложным, в нём много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию.
В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.
В три года в лексиконе у ребёнка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребёнок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребёнок мог бы себя ассоциировать. В этом же возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребёнка – в противном случае ребёнок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным. Учтите, что главный герой сказки должен быть примером для подражания.
Для воспитания ребёнка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых чётко видны, кто хороший, а кто – плохой. Ребёнок ещё не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т. п. – ребёнок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным. Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные – книги Астрид Линдгрен, Памелы Трэверс.
Да мало ли хороших детских книг! Ребёнок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так…». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребёнку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребёнок чётко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.
Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только подобрать правильно сказку, но и правильно её преподать: немного обсудить с ребёнком сказку, чтобы он смог понять её мораль. Только не навязывать её ребёнку, а позволить ему самому сделать выводы.
Хороший приём – придумать вместе с ребёнком сказку, в которой он будет главным героем. И фантазию разовьёте, и воспитательный эффект присутствует.
Воспитание сказкой – не единственная сфера применения детских сказок. Детские психологи и логопеды активно применяют сказкотерапию для детей, для решения для решения психологических и речевых проблем.