Юлия Федорченко
Воспитание патриотизма как одного из приоритетных направлений духовно-нравственного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:в статье автор делится опытом по патриотическому воспитанию дошкольников на фоне сложившейся социально-политической ситуации. Отражает основные ключевые моменты работы в данном направлении, учитывая особенности дистанционного формата обучения.
Ключевые слова:дошкольное воспитание, патриотизм, духовно-нравственное развитие, Белгородская область, малая родина, родной край.
Публикация «Воспитание патриотизма как одного из приоритетных направлений духовно-нравственного развития дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня в современной системе образования отчетливо выдвигается на первое место проблема воспитания патриотизма. Надо оговориться, что данная проблема стояла остро всегда, однако в последнее время становится актуальной. Это обусловлено сложившейся социально-политической ситуацией на территории Российской Федерации и Белгородской области, в частности. В регионе успешно действует система военно-патриотического воспитания в условиях СВОдетей, молодежи и взрослых.
Так как воспитание патриотизма на сегодняшний день выступает в качестве национальной идеи, то до детей необходимо донести мысль, что все мы – граждане своей страны, России. Поэтому любить свою Родину надо не на показ, а от сердца.
В целостном педагогическом процессе в условиях детского сада очень важно пробудить любовь к своей большой Родине с самого раннего детства. Начинать надо сначала с воспитания любви к природе своего края, родному дому, знакомой улице, детскому саду. Потом следует переходить к изучению истории родного края, его культуре, национальным традициям. На завершающем этапе совершается переход к восприятию своей страны, её необъятным просторам и величайшей истории. Как итог – воспитание достойного гражданина и патриота своей Родины.
Белгородская земля испокон веков стояла на страже российских рубежей от вражеских нашествий. Особенно много выпало тягот на долю Белгородчины в годы Великой Отечественной войны и СВО. Именно поэтому свою работу по патриотическому воспитанию строю с учетом последних событий. В своей практической деятельности широко использую возможности и средства информационных технологий. Так, учитывая опасность на дорогах и передвижения по городским улицам, демонстрирую детям презентации о памятных местах города Белгорода, транслирую видеоматериалы с виртуальными мини-экскурсиями по музеям воинской славы.
Для ознакомления с улицами города Белгорода, носящими имена героев, я подбираю фактографический и исторический материал о появлении непосредственно улиц, присвоении им героических имен. Формирование любви к Родине, к Россиинеобходимо прививать с учетом возрастных особенностей детей. Так, в среднем возрасте такое формирование происходит через непосредственное познание внутреннего мира человека, мира окружающей природы, происходит целенаправленное формирование предпосылок морального развития ребёнка.
Доступным и действенным средством патриотического воспитания дошкольников была и остается художественная литература. Для работы с детьми я подбираю произведения устного народного творчества о богатырях земли русской, о силе русского народа. Это способствует не только воспитанию любви к традициям русского творчества, но и формирует культуру ребенка в целом. Русские народные или волшебные сказки полны чудесного вымысла, затейливого сюжета, противоборством добра и зла. Они не только развлекают детей, но и служат основой для воспитания нравственности.
Авторские произведения (сказки, стихотворения и т. д.) также способствуют воспитанию у детей любви к родному краю, близким людям, стране в целом. После прочтения произведений провожу индивидуальные или групповые беседы о прочитанном, выясняю отношение детей к сюжетам, вовлекаю их в обсуждение.
Немаловажную роль в патриотическом воспитании играет семья. Вовлекая в работу по данному направлению родителей, бабушек и дедушек, я достигаю единения поколений в целостной системе духовно-нравственного воспитания. Дети совместно с родителями готовят истории о знаменитых героических предках, подбирают краеведческий материал по истории родного города и области. Кроме того, в последнее время дети с родителями активно участвуют в акциях помощи нашим солдатам, как то: написание писем, подготовка рисунков с пожеланиями на памятные даты.
Все вышеперечисленное позволяет детям прочувствовать чувство единения всего нашего народа перед лицом надвигающейся опасности и служит действенным средством в общей целостной системе духовно-нравственного воспитания.
Список литературы:
1. Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д. Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 4. – С. 130-134.
2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий: монография / Н. В. Алешина. – М. : Перспектива-М., 2023. – 310 c.
3. Дедюкина М. И. Организация экскурсий к местным памятникам великой Отечественной войны в рамках патриотического воспитания дошкольников / М. И. Дедюкина, А. Д. Тимофеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 66-69.
4. Фоменко И. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом / И. А. Фоменко, М. В. Ракитянская– Научный альманах. – 2018. – № 9-1 (47). – С. 146-150.