Получи документы

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Светлана Хижная
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Плох тот народ, который не помнит,

не ценит и не любит своей истории.

В. М. Васнецов

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста-одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.

Темочки:

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. К счастью, детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Несколько лет назад педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями национальной культуры. Для этого обратились к истокам русской народной культуры- к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства

наших предков.

Нами были отобраны следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка-развивает любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народа быта. Педагоги оборудовали уголок русской избы, но основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Детям интересно покачать в люльке куклу, увидеть в действии прялку и веретено. В избе есть русская печь, самотканые половики, деревянные лавки, чугунок, самовар, лапти, деревянные ложки, расшитые полотенца, люлька, старинное зеркало. Раньше все эти вещи бережно хранились у местных жителей. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в избе и от каждой новой встречи дети получают радость.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок). Здесь чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В них отражаются черты русского характера-представления о добре красоте, правде, верности, отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Педагоги подобрали потешки, песенки, прибаутки для работы с детьми младшего возраста, используют их в повседневной жизни. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют их куклам, про кота-воркота, про гулей и др. Детей старшего возраста знакомим с русской народной лирической песней.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Мы с детьми отмечаем Рождество,-знакомим с рождественскими колядками, поем их, разыгрываем сценки с колядованием; ходим со «звездой»; Масленицу,-знакомим с масленичными песнями, с народными играми, исполняемыми в этот период на Руси: «Горелки», «Водить козла» и др. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Знакомить с ними начинаем в младшей группе: показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, дети играют на них. Детей старшего возраста знакомим с дудкой, гуслями, балалайкой. В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки и кукольный театр. В «русской избе» педагоги д/с отвели место под театральный уголок, где поместили все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра, такие же уголки имеются и в каждой возрастной группе. Большая часть реквизита была изготовлена воспитателями, родителями и учащимися лицея.

4. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту, но в этом отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира –красоты, природы, людей. Так рождались прекрасные росписи на прялках, посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Наши дети с удовольствием, проявляя огромное творчество, расписывают матрешек, лепят и расписывают дымковские игрушки, силуэты хохломских, городецких игрушек, воспитатели знакомят детей с народной вышивкой, обучают вышиванию тамбурным швом. По каждому из перечисленных видов росписи у нас имеются пособия, конспекты занятий.

5. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества, в них заключен огромный потенциал для физического развития ребенка. Мы включаем их в программу организации двигательной активности детей (в физкультурные занятия, в прогулку, в утреннюю гимнастику, в физкультурные развлечения и праздники). К сожалению, народные игры почти все исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием детей.

Работая над этой темой, можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего педагогического мастерства. Педагогам надо уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, быть артистичными, Ведь достичь того, чтобы дети поняли познавательное значение фольклорного произведения легче с помощью выразительного голоса, мимики, жестов, очень важно активное сотворчество взрослого и детей, их общее переживание поступкам героев

сказок, умение взрослого включиться в игру с детьми,помочь ребенку проявить самостоятельность,поощрить воображение и фантазию.

Свои знания, полученные на занятиях по ознакомлению с русским народным творчеством, дети отражают в творческих работах-рисовании лепке, конструировании, аппликации, В повседневной жизни по утрам детей встречают персонажи русских народных сказок: Машенька, Емеля (куклы, в спальне поет песни «Дрема», все это приобщает к исконно русской культуре. Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. В нашем д/с дети, а порой и взрослый, впервые узнали, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Блюда русской кухни стали привычными в д/с. Полюбились блины, пироги, каши. Но самое главное, дети усвоили правило гостеприимства, которым славен русский народ «Чем богаты-тем и рады», «Не красна изба углами-красна пирогами».

В своей работе мы используем парциальные и комлексные программы «Наследие», «Весточка», методические пособия :Этнографический музей-детям», «Народный календарь» «Патриотическое воспитание дошкольников»,»Знакомство детей с русским народным творчеством», книги А. О. Ишимовой «история России в рассказах для детей», разработали перспективный план, диагностические карты, конспекты занятий, собран и систематизирован большой иллюстративный материал по теме, он был представлен на ярмарке педагогических инноваций. Ежегодно мы делимся своим опытом работы по теме «Приобщение детей к истории России» с воспитателями, муз. руководителями, учителями на методических объединениях района.

Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе или стабильно работающей системе. Но возросший интерес сотрудников детского сада, детей, родителей к новым формам воспитания ребенка дает нам право надеяться на достижение реальных результатов. Наша работа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Но и сейчас, покидая д/ с наши дети знают твердо непреложные правила: «Умей говорить языком доброты», «Будь красив делом», чтобы о тебе могли сказать «На слово скор, да на дело спор», умей веселиться,но помни «Делу время-потехе час», береги дружбу и помни «Дружба и братство дороже богатства», цени Отчизну и знай «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»Опыт работы «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности» Добрый день, уважаемые коллеги! Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 октября 2024 в 20:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Хижная (УИ 473400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД