Светлана Хижная
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории.
В. М. Васнецов
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста-одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.
Публикация «Опыт работы „Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. К счастью, детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Несколько лет назад педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями национальной культуры. Для этого обратились к истокам русской народной культуры- к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства
наших предков.
Нами были отобраны следующие приоритеты:
1. Создание атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка-развивает любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народа быта. Педагоги оборудовали уголок русской избы, но основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Детям интересно покачать в люльке куклу, увидеть в действии прялку и веретено. В избе есть русская печь, самотканые половики, деревянные лавки, чугунок, самовар, лапти, деревянные ложки, расшитые полотенца, люлька, старинное зеркало. Раньше все эти вещи бережно хранились у местных жителей. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в избе и от каждой новой встречи дети получают радость.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок). Здесь чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В них отражаются черты русского характера-представления о добре красоте, правде, верности, отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Педагоги подобрали потешки, песенки, прибаутки для работы с детьми младшего возраста, используют их в повседневной жизни. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют их куклам, про кота-воркота, про гулей и др. Детей старшего возраста знакомим с русской народной лирической песней.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Мы с детьми отмечаем Рождество,-знакомим с рождественскими колядками, поем их, разыгрываем сценки с колядованием; ходим со «звездой»; Масленицу,-знакомим с масленичными песнями, с народными играми, исполняемыми в этот период на Руси: «Горелки», «Водить козла» и др. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Знакомить с ними начинаем в младшей группе: показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, дети играют на них. Детей старшего возраста знакомим с дудкой, гуслями, балалайкой. В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки и кукольный театр. В «русской избе» педагоги д/с отвели место под театральный уголок, где поместили все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра, такие же уголки имеются и в каждой возрастной группе. Большая часть реквизита была изготовлена воспитателями, родителями и учащимися лицея.
4. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту, но в этом отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира –красоты, природы, людей. Так рождались прекрасные росписи на прялках, посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Наши дети с удовольствием, проявляя огромное творчество, расписывают матрешек, лепят и расписывают дымковские игрушки, силуэты хохломских, городецких игрушек, воспитатели знакомят детей с народной вышивкой, обучают вышиванию тамбурным швом. По каждому из перечисленных видов росписи у нас имеются пособия, конспекты занятий.
5. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества, в них заключен огромный потенциал для физического развития ребенка. Мы включаем их в программу организации двигательной активности детей (в физкультурные занятия, в прогулку, в утреннюю гимнастику, в физкультурные развлечения и праздники). К сожалению, народные игры почти все исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием детей.
Работая над этой темой, можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего педагогического мастерства. Педагогам надо уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, быть артистичными, Ведь достичь того, чтобы дети поняли познавательное значение фольклорного произведения легче с помощью выразительного голоса, мимики, жестов, очень важно активное сотворчество взрослого и детей, их общее переживание поступкам героев
сказок, умение взрослого включиться в игру с детьми,помочь ребенку проявить самостоятельность,поощрить воображение и фантазию.
Свои знания, полученные на занятиях по ознакомлению с русским народным творчеством, дети отражают в творческих работах-рисовании лепке, конструировании, аппликации, В повседневной жизни по утрам детей встречают персонажи русских народных сказок: Машенька, Емеля (куклы, в спальне поет песни «Дрема», все это приобщает к исконно русской культуре. Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. В нашем д/с дети, а порой и взрослый, впервые узнали, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Блюда русской кухни стали привычными в д/с. Полюбились блины, пироги, каши. Но самое главное, дети усвоили правило гостеприимства, которым славен русский народ «Чем богаты-тем и рады», «Не красна изба углами-красна пирогами».
В своей работе мы используем парциальные и комлексные программы «Наследие», «Весточка», методические пособия :Этнографический музей-детям», «Народный календарь» «Патриотическое воспитание дошкольников»,»Знакомство детей с русским народным творчеством», книги А. О. Ишимовой «история России в рассказах для детей», разработали перспективный план, диагностические карты, конспекты занятий, собран и систематизирован большой иллюстративный материал по теме, он был представлен на ярмарке педагогических инноваций. Ежегодно мы делимся своим опытом работы по теме «Приобщение детей к истории России» с воспитателями, муз. руководителями, учителями на методических объединениях района.
Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе или стабильно работающей системе. Но возросший интерес сотрудников детского сада, детей, родителей к новым формам воспитания ребенка дает нам право надеяться на достижение реальных результатов. Наша работа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Но и сейчас, покидая д/ с наши дети знают твердо непреложные правила: «Умей говорить языком доброты», «Будь красив делом», чтобы о тебе могли сказать «На слово скор, да на дело спор», умей веселиться,но помни «Делу время-потехе час», береги дружбу и помни «Дружба и братство дороже богатства», цени Отчизну и знай «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».